Нужно ли бояться роботов
Будущее пугает. Одним из страхов перед будущим является страх роботизации. Если провести параллели с прошлым, то почему-то вспоминается аналогичный страх перед Промышленной Революцией.
Тогда люди, напуганные появлением машин, которые вытесняли ручной труд, рушили и ломали эти машины. Участников данного движения назвали луддитами. Как оказалось позже, страхи их оказались напрасными. Сейчас же, все будет по-другому. В отличии от машин времен промышленной революции, роботы способны делать все сами. И по мере развития технологий, эти роботы будут настолько умными, что необходимость в человеческом труде отпадёт совсем.
Насколько этот страх оправдан? Или снова окажется, что люди ошиблись? Начнём с того, что страх перед роботами, отнюдь не новое явление. Данный страх присутствует с 50-ых годов прошлого столетия. Более явно он начал прослеживаться с 70-ых, когда началась тенденция к снижению занятости в промышленности. Именно в это время, предприниматели начали смотреть в сторону замены живых людей роботами.
Мартин Форд в своей книге Восстание роботов описывает следующий случай. В 80-ых во время визита профсоюзного лидера на автоматизированную фабрику компании Форд, Генри Форд 2 спросил: Если роботы заменят людей, то кто будет платить профсоюзные сборы? На что лидер профсоюза парировал: А продукцию тоже роботы будут покупать?
Из этой истории следует, что уже в 80-ых, вопрос роботизации стоял довольно остро. И промышленники-предприниматели были уверенны, что заменят людей роботами. А рабочие через профсоюзы пытались защитить себя от потери рабочих мест.
Эта уверенность была настолько большой, что некоторые крупные компании в то время решались на беспрецедентные шаги. Однажды устав от забастовок, своевольности и постоянных ошибок, генеральный директор Дженерал Моторс решил полностью заменить рабочих роботами. В основе этого шага так же лежала уверенность более высокой эффективности роботов перед людьми, и руководство Дженерал Моторс так хотело обогнать японцев в производительности.
В итоге Дженерал Мотрос в 1980-ых вложило в автоматизацию огромную даже по современным меркам, сумму в $45 млрд. Но вместо ожидаемого увеличения производительности, она наоборот снизилась. Надежда на полную автоматизацию не оправдала себя. Компания вместо старых сотрудников, работающих на конвейере, вынуждена была нанимать сотрудников обслуживающих роботов.
Потом, в 90-ых годах, несмотря на рост автоматизации, компании начали перемещать производство в страны с низкими издержками на оплату труда. Вероятно, издержки, связанные с автоматизацией, были более высокие, чем использование дешевой рабочей силы.
Впоследствии, технологии все больше совершенствовались. А количество роботов становилось все больше. Если в 1998 году продавалось 69 тыс. роботов, то в 2015 - 300 тыс. По данным Международной федерации робототехники, в 2016 году насчитывалось 1,288 млн роботов. До 2020 года эта цифра увеличится до 3 млн.
Тем не менее, несмотря на такую роботизацию, занятость в промышленности по данным Всемирного банка с 1991 по 2017 годов колеблется в диапазоне 22-23%. Безработица в США находится на самом низком уровне за последние 40 лет, фактически с того времени как берет начало сама автоматизация.

В чем загадка? Почему несмотря на страх перед роботами, количество рабочих мест не уменьшается и сейчас не происходит того, чего боятся неолуддиты?
Вероятно, по той причине, что человек может знать прошлое, видеть будущее, но ему сложно представить прошлое. Обычно при оценке будущего человек использует метод экстраполяции. При этом он не учитывает усложнения и увеличения экономики, а просто переносит текущую ситуацию на будущее. Первые луддиты разрушали станки, так как тогда основной деятельностью человека был пошив одежды. Тогда никто и помыслить не мог, что через несколько десятков лет появятся автомобили и другая техника, которая создаст новые возможности, производства и новые рабочие места. Кто знал, что появятся компьютеры, интернет, а вместе с ними новые возможности для создания новых товаров и услуг? Как говорит Шарма, мы не учитываем возможности человека трансформироваться и меняться вместе с прогрессом. Все новое пугает. И к чему приведет роботизация, рано судить, учитывая сегодняшние ее темпы и реакцию на нее рынка труда. Не будем паниковать раньше времени. Ведь возможно мы ошибаемся так же, как ошиблись когда-то луддиты.