Эра налоговой прозрачности

20 ноября 2019, 08:30

Новая реальность потребует дополнительных усилий со стороны предпринимателей

Так бывает. Ты живешь, ешь, спишь, говоришь, не замечая, что мир вокруг тебя меняется. Тебе кажется, что все по-прежнему. Ты упрямо не замечаешь знаки, не веришь слухам, пытаешься сохранить все как есть. Игнорируешь изменения так долго, насколько это возможно.

Видео дня

Пока однажды ночью не просыпаешься в холодном поту от жуткого осознания того, что ты со всем своим мировоззрением — уже в прошлом. И если ты не понимаешь и не принимаешь новый мир, то становишься в нем лишним. И новый мир в лучшем случае проходит мимо, переставая тебя замечать. В худшем — уничтожает тебя.

Так случилось с общемировым трендом, который мы можем обобщающе назвать налоговой прозрачностью. Теперь эта реальность приходит и в Украину.

Весной-2019 Верховная Рада предыдущего созыва (к слову, чудом) ратифицировала Многостороннюю конвенцию о выполнении мер, которые относятся к соглашениям о налогообложении, с целью противодействия размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения (BEPS), или, как ее еще называют, MLI. Это соглашение предусматривает три вектора правового регулирования: гибридные схемы для уменьшения налоговой нагрузки, злоупотребления положениями соглашений, а также искусственное избежание статуса постоянного представительства.

Например, в соответствии с MLI уже со следующего года вводится Тест основной цели (Principal Purpose Test, PPT). Льготы, предусмотренные соглашением об избежании двойного налогообложения, не будут предоставляться, если есть подозрения, что получение таких льгот было одной из основных целей операций налогоплательщика. При этом доказывать обратное должен будет сам налогоплательщик.

Однако это только первая ласточка. Сегодня на рассмотрении ВР находятся законопроекты № 2102 и № 2103 с длинными названиями, которые для удобства называют FATCA. Это аббревиатура от Foreign Account Tax Compliance Act — Закон о налоговой отчетности по зарубежным счетам, по которому США могут получать информацию об операциях всех своих резидентов за границей.

Законопроекты предусматривают внесение изменений в наше законодательство, необходимых для автоматического обмена налоговой информацией не только по FATCA, но и в рамках MCAA CRS — многостороннего соглашения более чем ста стран мира, предполагающего получение ими информации об активах своих резидентов в странах-участницах в едином согласованном стандарте.

Информация о счетах, компаниях и активах наших граждан за рубежом уже с 2022 года с огромной долей вероятности станет известной нашей налоговой


Таким образом, информация о счетах, компаниях и активах наших граждан за рубежом уже с 2022 года с огромной долей вероятности станет известной нашей налоговой со всеми вытекающими отсюда последствиями. Законопроекты рассматриваются во втором чтении с минимальным количеством правок и имеют все шансы быть принятыми до нового года.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Еще одна нашумевшая пара законопроектов № 1209/1210 в основном состоит из норм, имплементирующих пять шагов BEPS. Это сложный документ, который накладывает на крупный бизнес дополнительные ограничения в использовании привычных и милых сердцу схем с использованием низконалоговых юрисдикций. Когда налоги в Украине не платятся, а прибыль переводится отсюда в страну, где ставка налога значительно меньше.

Все! Больше никто не сможет вывести прибыль под видом процентов, роялти или других схожих платежей без уплаты налога. Больше никто не сможет продать предприятие в Украине через уступку акций его номинального владельца за рубежом без уплаты налогов. Больше никто не сможет вести бизнес от имени контролируемой иностранной компании, при этом являясь резидентом Украины и не платя налоги с нераспределенной прибыли.

Это и есть пресловутые антиофшорные или антиолигархические инициативы, о которых так долго говорили в «Слуге Народа». Законопроекты внесены к первому чтению и с высокой долей вероятности будут приняты в целом уже в январе.

Добавим к этим изменениям законопроект № 2284, касающийся глобальных изменений системы финансового мониторинга в стране. Документ готовится ко второму чтению.

Ясно как день: крупному бизнесу, как иностранному, так и отечественному, пора готовиться к новому этапу своей деятельности. И делать это не завтра, а уже сегодня вечером. Наступает новая реальность, в которой все или почти все активы, операции, модели работы являются прозрачными. А значит — известными широкому кругу иностранных и отечественных правоохранительных органов.

Новая реальность сменяет знакомую нам «епоху брехні». Не заметить ее невозможно, а игнорировать крайне опасно. Это реальность цивилизованного мира и реальность современного белого бизнеса. Реальность, превращающая нашу страну из серой зоны на карте Европы в солидную, уважаемую соседями юрисдикцию, где вести бизнес безопасно.

Конечно же, эта новая реальность потребует дополнительных усилий со стороны предпринимателей. Потребует затрат на реструктуризацию бизнеса. Однако она капитализируется в стоимости украинских компаний, а потому, на самом деле, влечет за собой огромный позитив. Многие бизнесмены это понимают. Некоторые — пока нет. Но неизбежность нового порядка очевидна.

Мы понимаем, как трудно будет крупному бизнесу выпрыгнуть из теплой ванны привычного налогового мира. Смягчить эту процедуру поможет обещанная президентом налоговая амнистия либо, назовем ее мягче, нулевое декларирование, различные варианты которого разрабатываются в недрах Кабмина и Верховной Рады. Мы убеждены, что амнистию нужно провести в 2021 году — перед окончательным вступлением в силу изложенных выше правовых норм. Но понять и принять наступающую эпоху налоговой прозрачности нам всем стоит уже сегодня.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X