История с массовой блокировкой налоговых накладных тянется уже два года. Чем она закончится?

5 ноября 2024, 18:21

Два года назад Правительство приняло постановление 1154, которое вызвало значительный резонанс, когда резко выросло количество остановленных регистраций налоговых накладных без четкого понимания причин и коммуникации со стороны налоговой службы.

Алгоритм регистрации налоговых накладных и соответствующее программное обеспечение СМКОР (системы мониторинга соответствия налоговых накладных критериям оценки степени рисков) работает на центральном уровне ГНС Украины, поэтому чтобы понять реальную причину остановки регистрации налоговых накладных предприятию необходимо было искать специалиста из департамента управления рисками ГНС Украины, поскольку местные налоговики довольно часто разводили руками.

Реклама

Десятки тысяч компаний были наказаны государством без каких-либо объяснений, акта проверки или обвинений в уклонении от уплаты налогов. Презумпция невиновности бизнеса была нивелирована необходимостью предоставления объяснений налоговикам относительно добропорядочности своей деятельности и полноты уплаты всех налогов.

В то время бизнес-омбудсман Украины, Роман Ващук сообщил, что по результатам исследования Совета бизнес-омбудсмена, в 4 квартале 2022 года Государственная налоговая служба заблокировала налоговые накладные около 65 тысячам компаниям, при том, что в этот период активно работало и регистрировали налоговые накладные около 161 550 налогоплательщиков.

Учитывая значительный резонанс проблемы блокировки регистрации налоговых накладных и лавину жалоб от бизнеса, Совет бизнес-омбудсмена провел собственное расследование и представил его 10 марта 2023 года при участии ведущих бизнес-ассоциаций, народных депутатов, представителей исполнительной и судебной ветви власти.

Среди рекомендаций Совета бизнес-омбудсмена было отмечено о целесообразности соблюдения в работе СМКОР принципов предсказуемости, диджитализации и коммуникации, которые должны существенно уменьшить негативное влияние на белый бизнес, при этом сохранить интересы государства в части эффективного администрирования налога на добавленную стоимость.

В течение 2023 года в действующий порядок остановки регистрации налоговых накладных Правительством был внесен ряд изменений, однако они не повлияли на улучшение работы СМКОР, поскольку количество блокировок не уменьшилось, а даже выросло на 5%: в январе 2023 года были заблокированы накладные у 28.4 тыс. компаний, а в декабре 2023 года уже у 29.7 тыс. компаний.

Следующим сигналом о вредности действующего порядка остановки регистрации налоговых накладных стала антикоррупционная экспертиза Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (далее — НАПК), по результатам которой было идентифицировано пять коррупционных рисков:

  • непрозрачная работа СМКОР в пользу «ручного режима» регулирования;
  • необоснованное приостановление регистрации налоговых накладных;
  • неучет таблиц данных плательщика НДС;
  • невыполнение судебных решений по регистрации налоговых накладных;
  • наличие коррупциогенных факторов в работе комиссий регионального уровня.

Также, НАПК были подготовлены соответствующие рекомендации по устранению коррупционных рисков, которые до сих пор так и не были реализованы Правительством, в частности:

1. Установление квалификационных требований к членам комиссий по разблокированию налоговых накладных, что способствовало бы предотвращению включения в состав комиссий лиц без опыта, знаний. Цель — минимизация влияния руководителя комиссии на мнение ее членов, обеспечение объективности решений, которые принимает комиссия.

2. Гарантия выполнения судебных решений по регистрации налоговых накладных. На начало 2023 года была информация о более чем 4000 невыполненных решений судов, сегодня их количество снизилось до 400, однако публичная информация об этом отсутствует и имеют место длительные проволочки по их выполнению.

3. Внесение изменений в Налоговый кодекс Украины в части определения терминов «положительная налоговая история налогоплательщика» и «таблицы данных налогоплательщика». На сегодняшний день эти элементы налогового администрирования введены постановлением Правительства, хотя в Налоговом Кодексе Украины они отсутствуют, что должно трактоваться как превышение полномочий Правительства.

4. Провести полноценный анализ затрат-выгод действующей системы администрирования НДС. Система администрирования НДС в Украине чрезвычайно затратная для бизнеса и государства, она существенно снижает конкурентность отечественного бизнеса и должна быть пересмотрена.

5. Обнародование на официальных сайтах ГНС Украины и региональных налоговых органов информации о результатах работы СМКОР. Сейчас информация публикуется в очень ограниченном виде, без регионального разреза, что не дает возможности оценить уровень эффективности работы системы. Ощущение, что это делается умышленно, во избежание еще большей критики лиц, ответственных за формирование налоговой политики в Украине.

6. Привести собственные нормативно-правовые акты в соответствие с Законом Украины «Об административной процедуре». Пока не реализовано, хотя это одно из требований соглашения об ассоциации Украины в ЕС.

7. Определить критерии эффективности СМКОР. Критерии эффективности отсутствуют, единственным «положительным» фактом работы СМКОР, который приводится чиновниками, является увеличение поступлений НДС по сравнению с прошлым годом (без учета факторов инфляции, переплат, невыполнения решений судов, текущей остановки регистрации налоговых накладных) и роста налоговой эффективности налога на добавленную стоимость (без учета того, что за ее низкий уровень компаниям просто отменяются ранее согласованные таблицы данных и/или предоставляется статус рискованности).

8. Обеспечение принципа экстерриториальности получения услуг от ГНС Украины в части разблокировки регистрации налоговых накладных. Все базы данных налоговой службы уже давно централизовано, налоговая служба с 2021 года работает в формате единого юридического лица, поэтому во избежание предвзятого отношения со стороны региональной комиссии к отдельным компаниям, предлагалось предоставить бизнесу возможность обратиться напрямую в ГНС Украины или отдельно созданного подразделения без привязки к определенной территории (большинство схем по НДС работают на общегосударственном уровне, а не в одном регионе).

9. Рассмотреть возможность введения риск-ориентированного подхода в определении именно рисковых операций, а не рисковых субъектов хозяйствования. По данным ГНС Украины, сегодня к категории рисковых плательщиков отнесено более 32 тыс. компаний. Это субъекты хозяйствования, которые получили свидетельство о государственной регистрации и свидетельство плательщика налога на добавленную стоимость. Следует отметить, что в НКУ, отсутствует определение рискового налогоплательщика, поэтому здесь, как и в п. 3 можно говорить о превышении полномочий исполнительной власти при отнесении налогоплательщика к категории рисковых;

10. Рассмотреть вопрос персонификации решения налоговой службы ответственностью должностных лиц, принимающих/подтверждающих решение автоматизированной системы о приостановлении регистрации налоговых накладных. Автоматизированная система СМКОР может проводить аналитические расчеты, сопоставление данных, сравнительный анализ, однако решение об остановке регистрации налоговых накладных должно принять должностное лицо налоговой службы, которое должно нести персональную ответственность за принятое решение. Указанный шаг мог бы существенно уменьшить количество компаний, которым была безосновательно остановлена регистрация налоговых накладных. Так, по данным ГНС Украины, в августе 2024 года 17.8 тыс. плательщикам были зарегистрированы ранее остановленные налоговые накладные на сумму 3 млрд грн, то есть это были ошибочные решения в работе автоматизированной системы, которых можно было бы избежать.

Игнорирование Правительством рекомендаций Совета бизнес-омбудсмена и НАПК имеет негативные последствия, как для бизнеса, так и самих налоговиков. Подтверждением этого является ряд уголовных дел, которые были возбуждены правоохранительными органами из-за злоупотреблений в работе работников комиссий Харьковской, Кировоградской, Черкасской областей и г. Киева.

Сейчас при участии специалистов Министерства финансов Украины, Государственной аудиторской службы Украины и Счетной палаты Украины продолжается аудит системы мониторинга рисков и критериев для блокировки налоговых накладных в соответствии с Указом Президента 21/2024 от 23.01.2024 года, который должен дать ответы на все предостережения и недовольство бизнеса относительно работы СМКОР и имеющихся коррупционных рисков.

Показать ещё новости