Маркетинг и грехи

12 июля 2020, 14:00

Семь грехов для манипуляций человеческими слабостями. Как противостоять?

Понятие семи смертных грехов (гордыня, зависть, гнев, уныние, жадность, чревоугодие и блуд) впервые обозначил Григорий I Великий, Папа Римский в конце шестого века нашей эры. Признаемся, мы все их прекрасно не просто знаем, а во всю пользуемся независимо от и несмотря на.

Видео дня

Предлагаю поговорить о том, что смертными их как раз и назвали потому, что от них до смерти сложно отказаться. Хитрые умные маркетологи это тоже поняли и во всю этим пониманием пользуются, дабы увлечь нас в греховное пользование их предложениями. Я — маркетолог, но и человек тоже. Делюсь с вами где и на каких страстях человеческих маркетинг играет дабы подвергнуть нас смертным грехам.

Гордыня

Это самый первый в списке, потому что самый страшный грех. Григорий I обозначил его как «корень всего зла, начало всех грехов. Все главные пороки — первое потомство тщеславия, происходят, несомненно, из этого ядовитого корня». Маркетинг гуляет на этом поле, ни в чем себе не отказывая. Все, что вы видите с приставками — VIP, premium, luxury, абсолютно все, что касается статусности — это все об этом. Взять кредит, чтобы купить последнюю модель iPhone. Заплатить денег, чтобы победить в конкурсе/соревновании/рейтинге на звание «Платиновый Имитатор Успеха». «Договориться» с изданием за интервью «я красивый». Нет исчисления проявлениям.

Как противостоять: проанализировать и осознать — вам этот premium нужен, потому что вам так комфортней и вы легко можете его себе позволить; или потому что вам нужно казаться кем-то другим?

Те, кому недоступно купить настоящий премиум, легко руководимы при помощи следующего греха.

Зависть

Это все, что «как бы». Luxury результат при минимуме затрат. Китайские подделки техники, авто и гаджетов. Шанели и Диоры с уличных рынков с логотипами во всю грудь.

Моя знакомая живет с мамой, отцом и братом в съёмной квартире спального района. Увидела мое авто: «Я готова и родину, и душу продать, так хочу себе машину!». «А квартиру?» «Не. Как я живу всем знать не обязательно, на чем я езжу — все видят!» — зависть несет в себе мощнейший заряд психологической энергии. Оседлав эту эмоцию, можно гнать (и гонят) миллионы в воронки продаж.

Как противостоять: понять, что если вам действительно нужен более высокий уровень доходов и жизни — придется приложить больше усилий, а информационные потоки, включая рекламу, направленные на вызывание зависти, вредят, прежде всего, вам.

Гнев

Так получилось, что эту эмоцию маркетологи в основном эксплуатируют в расчете на ответную реакцию и чаще всего в политической и социальной рекламе. Очень сильно — в агрессивной пропаганде. «Именно он привел вас к зубожинню!», «только они виноваты в том, что дельфины погибают», понимаете? Так же вызов эмоции гнева — лучший инструмент в контратаках на оппонентов, черном PR, например.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Как противостоять: самый сложный для противостояния, при этом именно провокации гнева противостоять как раз крайне необходимо. Как: анализ; не пускать все на самотек, а разобраться; не подвергаться зомбированию, а стать осознанной личностью.

Кстати, как противоположность гневу — страх, например, в фармацевтике, юриспруденции или страховании. Создается образ какого-то злодея, виноватого в чем-то эпично-страшном в жизни клиента/потребителя и только «наше средство/услуга — супер-герой поможет вам с ним справиться». Страх прекрасен в своей способности ускорить принятие решения. Например, читаете вы статью/смотрите ролик, в которых подробно и артистично описывается обыск офиса, очень похожего на ваш по многим параметрам, силовой структурой. Скорее всего, вы очень быстро свяжетесь с юристом, который обещает вам помощь, правда?

Как противостоять: пожар легче предотвратить, чем потушить, даже в нашей стране. Превентивные меры от возможных катастроф помогут избежать гнева и его маркетинга.

Уныние

С этой эмоцией, так или иначе, работает вся рекламная индустрия, когда апеллирует к понятиям «до» и «после». Без нашего продукта ты будешь недостаточно красива. Без нашего авто ты совсем не успешен. Не пройдя наш марафон/тренинг/обучение, ты не сможешь реализоваться. Не поехав в путешествие с нами, ты не будешь счастлив.

Как противостоять: В христианстве уныние считается более тяжелым грехом, чем все плотские, потому, что когда человек впадает в уныние — это означает, что он утратил веру в Бога и его всемогущество, а это — самое страшное, что может случится. Если реклама и невозможность получить рекламируемое ввергают вас в уныние, восстановление веры в себя и в свои силы сработают лучше всего.

Алчность, она же жадность

Это о том, что по статистике, скидочные карточки увеличивают средний чек на 30%. Как-то бродила я по Эпицентру в конце рабочего дня. В зале практически никого не было и при мне сотрудник начал менять ценники на товарах. При этом ценник 7 тыс. гривен, менял на 5 тыс., например. Я не выдержала и спросила, с чем связано снижение цен: «Так а все, новогодние скидки закончились». Это действительно известный факт, что нами легко и непринужденно манипулируют мощными двигателями торговли: акция, скидка, распродажа, дисконт. Если добавить в предложение временное или количественное ограничение — это еще больше усиливает давление.

Как противостоять: покупать что угодно не потому, что скидка, а потому что вам это действительно необходимо. Моя подруга практикует короткие медитации перед каждой значительной тратой по акции.

Чревоугодие

Мне кажется, этому греху подвержены абсолютно все. Кто-то в пристрастии к нему, кто-то в борьбе с ним, часто с переменным успехом. Одни призывают покушать посытней, другие помогают избавиться от последствий накушанного. Третьи обещают вечную молодость при помощи съеденного. Четвертые гарантируют, что при помощи их продукта, никаких последствий не будет. Развернись, душа, гуляй маркетинг!

Как противостоять: самый проверенный способ — не ходить в супермаркет голодным. Ходить в дорогие качественные рестораны. Выбрать свою систему питания и выработать устойчивую привычку следовать ей. Я пользуюсь интервальной. Честно скажу, не всегда я «правильная девочка», но я стараюсь.

Похоть

Это база одного из наших основных инстинктов, инстинкта размножения. И если второй базовый инстинкт, самосохранения, можно использовать очень ограничено, то сексуальную подоплеку — да где угодно. Выражение 'sex sells' — чуть ли не постулат продвижения. Даже на западе, не смотря на все больше и больше усиливающиеся призывы отойти от объективации человека, похоть — главный двигатель рекламы, а про наши широты я вообще молчу. Хорошо, если это реклама, как искусство (пирожные Бонжур, например), но большинство — абсолютно пошлые и недалекие, по умственному развитию создателей, образцы грубой и примитивной манипуляции.

Как противостоять: хороший вкус и высокие внутренние стандарты — лучший способ.

Нам никуда не деться от маркетинга, его приемов и уловок. Да, нам нужно стать более осознанными в информационных потоках, понимая больше, на что маркетологи пытаются воздействовать; и поступать не по велению Великого Манипулятора, а по собственной воле и решению. С другой стороны, все имеет другую сторону, простите за тавтологию, — если бы не маркетологи и иногда противоречивое, но все же яркое, интригующее и вовлекающее искусство маркетинга, жизнь была бы намного скучнее, согласитесь. И да, важно также заметить, что соблазнам совсем не всегда стоит противостоять, но точно стоит понимать, что это таки соблазн.

Показать ещё новости
Радіо NV
X