Лидеры и последователи. Как вместе изменить мир

24 октября 2019, 06:30

Гитлер или Черчилль. Какие отношения между лидером и последователями наиболее конструктивные

В мае 2019 известный исследователь теории лидерства, профессор Университета Хайфы Миша Поппер вместе с коллегой профессором А. Кастельново опубликовал статью The primary foundations of followership, в который продолжает свое многолетнее исследование теории последователей. Он обращает внимание на то, что явление последовательности последние годы чаще всего анализируется преимущественно в русле психологических теорий и он сам, собственно, говорит о феномене последователей с эволюционной точки зрения. Ученые доказывают, что видимые проявления следования за лидером появляются как «ответы» на первичные, некие глубинные сигналы. Два вида сигналов являются «строительными блоками» последовательности, пишет Поппер: первые — это универсальные сигналы, указывающие на компетентность лидера и его заботу о людях; вторые — символические сигналы, демонстрирующие групповую культуру.

Видео дня

Актуальность исследований феномена последователей трудно переоценить. Не секрет, что последователями не рождаются, но становятся в результате жизненного и рабочего опыта, определенного личного выбора. Существует определенная корреляция между организационной культурой, стилем лидерского поведения и теми последователями, которые формируются в организации.

Какими бывают лидеры

Лидер или лидерка — это тот/та, что объединяет, — но даже объединять можно разными способами. Интеллект, добродетель, экстравертность, настойчивость, коммуникабельность, энергичность — очень важны для лидерства, однако важно помнить, что «эффективное» лидерство не обязательно означает «этичное». У лидерства есть темная сторона и это важно понимать, чтобы минимизировать негативные последствия такой «темной харизмы». Одну из самых интересных концепций более 10 лет назад предложил уже упомянутый мной Миша Поппер. Изучая взаимоотношения между лидерами и последователями, профессор Поппер выделяет три типа отношений/зависимостей — регрессивные, символические и развивающие.

Регрессивные отношения, укоренились в неосознанной психологической проекции последователями своих страданий и желаний на лидера. Он или она становятся некой «конструкцией желаний и устремлений» последователей, а не личностью. Люди ищут фигуру для захвата, ищут идеал, отвечающий на их запросы; такая любовь последователей, в свою очередь, удовлетворяет потребность лидера в «отражении». Динамика «отражения-захвата» подпитывает определенные патологические потребности обеих сторон, отмечает Поппер. Регрессивные отношения основаны не на идеях или убеждениях, но укоренились в первичных побуждениях, тревогах и страданиях людей.

Фактически лидеры не производят смыслы, но отражают чувства последователей с двойным давлением

Лидер — тот, кто вместе с последователями разделит переживания, отразит образы и комплексы, кто рядом и выглядит, говорит, действует как «свой». Таким образом последователи понимают, что он такой же человек, как они сами. Фактически лидеры не производят смыслы, но отражают чувства последователей с двойным давлением.

Страшным и трагическим примером регрессивного лидера был Гитлер, после Первой мировой войны начавший развивать Германию. Условия Версальского мира были такими, что почти уничтожили экономику Германии, принудили к огромной контрибуции странам-победительницам, привели к потере части земель. Немцы потеряли свою идентичность и достоинство. Лидер отразил страдания людей, но заверил, что придет время и Германия покажет свое новое лицо, а немцы почувствуют достоинство. Как правило, это сильные, но темные лидеры, которые появляются в самые кризисные моменты и обещают последователям быстрые изменения к лучшему, они токсичны и как бы «вступают в сговор» со своими последователями.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Другим типом взаимоотношений лидеров и последователей становятся символические отношения, возникающие из ценностей, содержательных идеологий. Такие лидеры рождают новые смыслы, символы для идентификации. Те, что создают целые миры словами и умеют вдохновлять. Впоследствии их речи или программы долго разбирают на цитаты. Отождествляя себя с символическим лидером, последователи усиливают собственную ценность, повышают самоуважение и самооценку, отмечает профессор Поппер, ведь чувствуют единение с большой идеей. Как правило, это герои эпохи перемен, эпохи становления наций или крупных компаний, когда идентичность должна быть выращена или защищена. Такие лидеры ведут последователей, однако не заботятся об их развитии, не создают условия для развития последователей, они ведут их сквозь бури времени.

Примером символического лидера является Уинстон Черчилль накануне Второй мировой войны, когда он сумел объединить британцев против нацистской угрозы или Лех Валенса, который осознал и олицетворял ценности польской нации, которая хотела избавиться от советского влияния. Часто бывает так, что последователи отворачиваются от лидеров, когда ситуация меняется и возникают другие запросы, отличные от идентификации.

Еще один тип — приближается к идеальному. Это — создание со своими последователями развивающих отношений. В основе развивающих отношений лежит идея хорошего выполнения «родительской роли», считает исследователь, понимание и забота о последователях, внимание и вдохновение. В этом случае лидер должен давать возможность членам команды развиваться и становиться лучше.

Он не отражает боли и страдания, он формирует пространство для качественного развития и эффективной работы последователей, устанавливает границы и политики, задает правила игры чтобы снизить тревогу и обеспечить безопасность

Он не отражает боли и страдания, он формирует пространство для качественного развития и эффективной работы последователей, устанавливает границы и политики, задает правила игры чтобы снизить тревогу и обеспечить безопасность, его задача совместно с коллегами проанализировать деятельность и предложить лучшие пути решения проблем. Такой тип лидерства требует большой бескорыстной эмоциональной вовлеченности и профессиональной зрелости, лидер побуждает людей убрать их проекции и перейти к позиции зрелой зависимости Профессор Поппер считает, что развивающие отношения между лидером и последователями возникают там, где удовлетворены потребности в безопасности и идентичности и сообщества/компании/личности готовы к саморазвитию и самореализации.

Что надо знать каждому лидеру и его последователям? Лидерство в современном мире течет и перетекает — сегодня кто-то должен принимать лидерские решения, а завтра такую лидерскую ответственность должен нести последователь. Лидер и последователи связаны между собой. Успешными становятся те, что готовы к прозрачности и ответственности, готовы совместно и конструктивно обсуждать проблемы и в случае чего поступиться своим «эго» ради результата. Поэтому обеим сторонам следует учиться слышать и слушать друг друга.

Показать ещё новости
Радіо NV
X