Кто заплатит за отмену рейса
Ситуация, когда сотни украинских пассажиров авиакомпании Bravo застряли в иностранных аэропортах, не является уникальной и повторяется с участием того или иного перевозчика практически каждое лето.
Довольно часто туроператор и авиапредприятие не могут найти общий язык, в результате чего основными пострадавшими оказываются туристы. Авиакомпания также несет серьезные репутационные потери.
После случая с аварийной посадкой самолета 14 июня этого года, Bravo Airways снова стала объектом новостей, отменив серию чартерных рейсов в Тунис, где уже находились несколько сотен украинских туристов. После вмешательства властей, перевозчик был вынужден вывозить людей за свой счет. Причина такой нелицеприятной ситуации в сложности чартерной бизнес-модели, требующей высокой степени ответственности и финансовой дисциплины всех участников, что не всегда имеет место в Украине.
В отличии от простого и понятного договора перевозки регулярным рейсом, заключаемого между авиакомпанией и пассажиром, чартерные рейсы являются отдельным видом гражданско-правовых отношений. Авиакомпания не имеет прямых взаимоотношений с пассажиром до момента его регистрации в аэропорту, а всю ответственность за оплату рейса и согласование его основных условий несет туроператор. Пассажир, в свою очередь, часто покупает путевку с билетом даже не у туроператора, а у его агента. Таким образом, между перевозчиком и пассажиром существуют как минимум два посредника, и не совсем понятно, к кому обращаться в случае отмены рейсов. В большинстве случаев, виноваты все понемногу.
С одной стороны, согласно украинскому законодательству, билеты на чартерные рейсы не считаются действительными до момента оплаты туроператором перевозчику полной стоимости рейса. Поэтому авиакомпания вполне может отменить рейс, если оплата за него не поступила в сроки, предусмотренные чартерным договором. С другой стороны, Правила совершения чартерных рейсов обязывают авиакомпанию обеспечить перевозку пассажиров в обратном направлении в сроки, указанные в пассажирском билете. Таким образом авиакомпания, беспокоящаяся о своей репутации, либо не будет вывозить в иностранную страну пассажиров, не получив предоплаты за обратный рейс, либо согласится возвращать их за свой счет в случае неплатежеспособности туроператора. К сожалению, и туроператор, и перевозчик часто становятся заложниками собственного желания заработать. Первый, не имея достаточных финансовых резервов, оплачивает перелеты в последний момент, или даже постфактум, собрав с туристов предоплату за будущие рейсы. Авиакомпания, стараясь максимально заполнить расписание, соглашается летать на таких условиях. В какой-то момент система, отдаленно напоминающая финансовую пирамиду, рушится и пассажиры, заплатившие за перелет, остаются на земле.
В любом случае, требовать деньги за несостоявшийся перелет нужно с туроператора, который продал туристу путевку. Он несет ответственность перед пассажиром и обязан гарантировать ее суммарно на €20 тысяч. Если отмена произошла исключительно по вине авиакомпании – ее привлекут как соответчика. Не стоит стесняться идти в суд – во-первых, подобные иски освобождаются от уплаты судебного сбора, во-вторых, судебный иск дополнительно мотивирует туроператора скорее рассчитаться с пассажиром. Практика решения таких споров в пользу пассажиров уже существует в нашей стране. Помимо стоимости перелета можно требовать возмещения морального ущерба, однако украинские суды не очень охотно соглашаются с его размером. Неустойка или любые другие штрафные санкции применяются только, если они прописаны в договоре с туроператором, что случается достаточно редко.

К сожалению, в настоящий момент в Украине не существует действенных механизмов предотвращения подобных ситуаций. Один путь решения проблемы – ужесточение финансовых требований к туроператорам, увеличение обязательных финансовых гарантий под каждый перелет. В настоящий момент идет обсуждение соответствующих изменений в закон Украины Про туризм. В условиях ограниченной платежеспособности туриста такая политика может стать фатальным для рынка в целом. Другой путь – разрешить авиакомпаниям принимать платежи за чартерные рейсы непосредственно от пассажиров. Госавиаслужба не охотно пойдет на такой шаг, ведь он позволит авиакомпаниям выполнять регулярные рейсы под видом чартерных, а это противоречит двухсторонним соглашениям о воздушном сообщении.
В заключение, посоветуем путешественникам придерживаться простых правил. Не стоит гнаться за дешевизной тура. Лучше убедиться в хорошей репутации и туроператора, и авиакомпании, осуществляющей перелет. Читайте договор с турагентом, интересуйтесь условиями страховки. Перед вылетом можно перепроверить у перевозчика, оплачен ли ваш билет в обе стороны. Всегда нужно иметь запас денег, достаточный для покупки билета домой. Если рейс задержали более чем на пять часов, и внятной информации о его сроках нет, лучше улететь за свой счет и потребовать у туроператора вернуть деньги.