Кто в плюсе: дураки или дороги
Если еще 2-3 года назад мы бы ликовали от этой новости, то сегодня она не вызывает такого энтузиазма. И причин здесь несколько.
Первая состоит в том, что 50 млрд грн в год уже недостаточно, чтобы восстановить все государственные дороги. Так как на это необходимо было еще вчера – 1,5 трлн грн. При условии, что Укравтодор заказывает исключительно средний ремонт, со сроком гарантии 3-5 лет. В итоге, те дороги, которые будут отремонтированы в 2018 году, нужно будет снова приводить в порядок в 2021-м.
Вторая причина – это то, что за 50 млрд грн в год можно ремонтировать не более 3,5-4 тыс км, а это около 2,5-3% всех дорог в стране. Даже если не поддерживать в порядке уже отремонтированные автодороги, то Украине потребуется 40 лет на их восстановление.
Третья причина состоит в том, что на протяжении последних 10-15 лет ситуация с финансированием была катастрофической и на дороги выделялось не более 10% от минимально необходимых средств. Что и привело их к 10-кратному ухудшению состояния. И каждому из нас сейчас и в будущем придется заплатить большую цену за такую недальновидность руководителей.
Четвертая причина - это нереформированности дорожной отрасли. Она по-прежнему одна из самых коррумпированных и неэффективных. И сколко бы туда не дали, 30% точно будет украдено. Постсоветская система продолжает свое функционирование, несмотря на громкие фразы всех последних министров инфрастуктуры и глав Укравтодора.
И заключительная, пятая причина, заключается в том, что в стране нет такого количества мощностей, чтобы выполнить объем дорожных работ даже на 50 млрд грн. Десяток компаний, работающих на украинском рынке, средних и капитальных ремонтов потянут лишь на 15-20 млрд грн. А новые не заходят на наш рынок из-за требуемых откатов, коротких сроков планирования и незащищенности инвестиций.
Подводя итог, хочется с одной стороны порадоваться увеличению финансирования, а с другой - констатировать, что это вынужденная и недостаточная мера не то, что для ликвидации плачевной ситуации с дорогами, но и даже для того, чтобы остановить лавинообразное разрушение автодорог Украины.