Креативная Госэкоинспекция

16 ноября 2017, 19:00
Отечественные контролирующие органы изобретают новые способы создания проблем бизнесу, порой весьма креативные

Расскажу о недавнем прецеденте при взаимодействии собственника крупного груза с Государственной экологической инспекцией Украины.

Исходные данные

Представьте, что вы владелец достаточно серьезного по объемам груза, в нашем случае это было зерно кукурузы. Ваш груз на другом континенте уже ожидает ваш контрагент.

Видео дня

Согласно действующему законодательству, данный вид груза не подлежит экологическому контролю на таможне, если в пунктах пропуска установлены комплексы автоматизированного контроля за перемещением радиоактивных веществ и ядерных материалов. Радиологический контроль таких товаров осуществляется только в том случае, если они начинают "фонить", проходя "рамку".

Если вы успешно прошли в порту комплекс автоматизированного контроля – "рамку", значит ваш товар не является радиоактивным и, следовательно, к нему не могут быть предъявлены претензии, как минимум по этому вопросу. Итак, груз на судне и вы спокойно ожидаете отправку.

"Радиоактивный товар"

И тут, Государственная экологическая инспекция в товаросопроводительных документах на груз (манифест) вдруг делает отметку об отрицательных результатах радиологического контроля, ставит штамп "радиологический контроль ввоз/вывоз запрещен". Таможня, в свою очередь, отказывает по этой причине в оформлении груза.

Владелец груза не понимает, откуда на манифесте взялась отметка о запрете вывоза груза в связи с непрохождением радиологического контроля, поскольку он его прошел еще при погрузке. Кроме всего прочего, собственник судна начинает предъявлять требования о возмещении убытков, связанных с простоем плавсредства, а контрагенты пишут грозные претензии в связи с нарушениями сроков поставки кукурузы.

Только после официального обращения владельца груза в Государственную экологическую инспекцию с запросом, на основании чего был проставлен штамп о непрохождении грузом радиологического контроля, история начала проясняться. Оказалось, что Госэкоинспекция на самом деле не имеет никаких претензий к грузу, а штамп о запрете вывоза был проставлен на основании того, что судно с нашим товаром, нарушило природоохранное законодательство. По версии контролирующего органа, судно загрязняло внутренние морские воды страны. Если коротко, то "инспекция никаких претензий к грузу не имеет, они касаются экологического контроля судна, в связи с чем был проставлен этот штамп".

Этот вопрос Госэкоинспекция решала касательно претензий судовладельца к владельцу груза, однако вовсе не решала основной проблемы – судно продолжало стоять в порту, а владелец груза, как и судовладелец несли колоссальные убытки.

Стоит отдать должное "изобретательности" Государственной экологической инспекции. С целью остановки судна, она очень умело подменила понятия, чтобы таможня просто не имела права выпустить груз из Украины.

"Креативная" подмена понятий

В Украине существует несколько видов контроля, которые выполняет Государственная экологическая инспекция. Первый – радиологический. Формально он был проведен в нашем случае и касался непосредственно груза. Второй – экологический контроль судна, который не имеет никакого отношения к радиологическому контролю груза. И его непрохождение никоим образом не должно быть отображено в виде штампа "радиологический контроль ввоз /вывоз запрещен" в манифесте владельца кукурузы.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Согласно действующему законодательству, Госэкоинспекция вправе проверить территориальные и морские воды на соответствие нормативам предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Такая проверка возможна только при условии, если во время сброса с судна изолированного балласта, вместе с ним выбрасываются видимые плавучие части или возникают видимые следы нефти, нефтесодержащих или других загрязняющих веществ в районе сброса.

В нашем случае, с целью заблокировать отправку груза, экоинспекция без видимых причин проводит обследование сброса балласта в районе нашего судна. После инспекторы, в присутствии представителя порта, составляют акт отбора проб воды. К слову, представитель порта в акте указал, что не наблюдал видимых плавучих частей нефти, или ее следов, а значит само составление данного документа – безосновательно и незаконно.

На основании вышеуказанного акта, госчиновники составили протокол замеров показателей состава и характеристики вод, а в отобранных образцах воды нашли превышение граничных норм железа и нефтепродуктов. Так как вышеуказанный вопрос является достаточно спорным как в правомерности проведения проверки, так и в наличии выбросов. Последнюю точку в этом вопросе поставит, конечно, суд.

Но факт остается фактом, акт был составлен и ничего с этим в ближайшее время поделать было нельзя. Однако данный акт по своей сути лишь является свидетельством нарушения судном природоохранного законодательства. В связи с чем, работники Государственной экологической инспекции имели лишь право составить протокол об административном нарушении, а также рассчитать убытки, причинённые судном окружающей среде. Но – без штампов или запретов на вывоз груза.

Понятно, что в нашей ситуации, целью Государственной экологической инспекции было вовсе не возмещение государству убытков, причинённых загрязнением окружающей среды. Целью было остановить судно и загнать все стороны конфликта в убытки. О других вполне очевидных, но не озвученных вслух целях, - все итак догадались.

Понимая, что главный наш противник - это время, мы долго думали, какие инструменты позволят решить вопрос отправки судна в кратчайшие сроки. И мы его нашли. Не могу раскрывать подробностей, но скажу, что в суд мы не пошли, поскольку это было бы не эффективно. Любой судебный процесс затянул бы этот конфликт на месяцы.

Хотя нам и удалось отправить корабль за три дня, однако даже за эти несколько дней его простоя в порту, убытки клиента были огромными. Очень сомнительно, что работники таможенных органов не знали про этот план "барбароса", и, отказывая в таможенном оформлении груза, просто выполняли свои полномочия. Все указывало на то, что действия вышеуказанных органов были согласованы. К сожалению, приходится констатировать факт, что система работы контролирующих органов не изменилась, и по-прежнему направлена против бизнеса. А личные интересы отдельных лиц продолжают стоять выше экономического развития страны и привлечения инвестиций.

Показать ещё новости
Радіо NV
X