Кого берут в набсоветы госкомпаний
Одна из самых главных проблем Украины – это некомпетентные чиновники, которые, по сути, ничего толкового не могут сделать для управления раздутой госсобственностью.
Мое мнение: их цель крышевать коррупцию в государственных монополиях получая за это еще и приличные заработные платы.
Подумалось об этом сегодня утром, когда прочел новости из государственной Укрзализныци. Прошлый глава этой компании Войцех Бальчун ввел в ней систему автоматического распределение подачи вагонов. Она исключала возможность взяток за получение дефицитных сегодня ресурсов – зерновозов, да вообще любых грузовых вагонов.
Фактически система была крайне похожа на то, что сделали в Государственной фискальной службе, когда НДС возмещался автоматически. В результате проделанной работы у участников рынка не было претензий, к тому, кто и когда получает дефцитный ресурс. И не было подозрений, что кто-то занес денег для того, чтобы решить вопрос с выдачей себе побыстрее. Понятное дело, что в Укрзализнице негодовали по этому поводу. Особенно теневые кураторы компании во власти.
Так вот в Укрзализнице не так давно отменили честную систему автоматической выдачи вагонов и снова поставили схему их выдачи в ручном режиме. Крайне положительная система для теневых кураторов монополиста (подробнее смотрите здесь).
Широко известно, что недавно на Укрзализницю был назначен новый набсовет, в цели которого входит как раз разбираться с подобными проблемами. Это событие недавно было широко распиарено и подано, как очередной шаг вперед в управление корпорации.
Этот набсовет как бы состоит из уважаемых представителей западных институций и корпораций, которым впрочем, иногда сложно понять в каких именно решениях руководства Укрзализници сидит коррупция. И какие из них работаю на карманы чиновников корпорации, и их теневых кураторов.
Зато это не сложно понять представителям украинской части набсовета, особенно тем, кто был делегирован правительством.
Я познакомился с таким человеком – это Константин Марьевич, который, несмотря на свой молодой возраст, также состоит в набсовете как Укрзализници так и предприятия Магистральные газопроводы Украины. В оба предприятия Марьевич по неофициальной информации был поставлен Владимиром Кистионом. Руководителем службы последнего Марьевич официально собственно и являлся.
Неудивительны близкие отношения Кистиона и Марьевича – оба чиновника из Винницы. Удивляет стремительная карьера Марьевича – ничем не выдающийся клерк, занимавшийся до 2014 года ЖКХ, стал участником международных набсоветов двух крупнейших госпредприятий Украины. Даже не зная толком английского языка, в чем Константин Марьевич признался в переписке с Новым временем. Который просто необходим для свободного общения с другими членами набсовета.
Но это всего лишь примечательная деталь. Самое удивительно другое. Коллеги с портала Агроинсайдер, набрали Марьевича, чтобы выяснить его позицию относительно странного решения выдавать вагоны вручную. И он на это официально ответил: «мне ничего не известно о таком решение».

Отличный ответ, для чиновника, которого поставили сделать работу Укрзализныци эффективной, чтобы описать самое что ни есть деструктивное решение о работе компании. Прекрасный ответ члена набсовета, которого государство делегировало в том числе бороться с коррупцией в государственном монополисте, относительно решения, которое эту коррупцию только подогревает.
К сожалению, зачастую в нашей стране все работает именно так. Странный представитель правительства не имеющий профильного образования начинает курировать и магистральные газопроводы и железные дороги, потому что работает у профильного вице-премьера. И потому что из Винницы. Получает большую зарплату как член НС госмонополий, не имея опыта и не зная английского. Потом он закрывает глаза на странные вещи, происходящие в этой же компании. На события, которые иначе как коррупцией объяснить больше нечем.
Впрочем, все описанное выше также сложно описать каким-либо иным словом кроме как коррупция.