Кого "защищает" прокуратура
Однако она умеет, при необходимости, чрезвычайно быстро арестовывать имущество иностранных инвесторов по молниеносно быстро рассмотренным делам, построенным на сюрреалистических обвинениях.
Кейс первый. В марте 2017 года я обращалась к Минэнергетики с просьбой провести внеплановый аудит государственных предприятий Селидовуголь и Мирноградуголь на предмет подозрительных закупок и махинаций.
Мне сообщили, что аудиты проведут в июне текущего года. В июле пишу новое обращение с просьбой предоставить копии отчетов аудитов. На это мне отвечают, что, мол, по результатам аудитов возбуждено уголовное дело. И теперь выводы аудиторов являются материалами досудебного расследования, поэтому без согласия прокуратуры министерство не может предоставить их копии.
Согласия прокуратуры, конечно же, нет. Хотя эти аудиты проводило министерство, а не прокуратура. И, как таковая, эта информация не собиралась в рамках досудебного расследования... Но для подотчетных органов все замечательно. И волки сыты, и овцы целы: и неподотчетному министерству хорошо, и прокуратура активно "расследует" дело. Как следствие, о возможных махинациях на закупках на двух государственных предприятиях точно ничего не известно .
В то же время, вчера на совещание в Минэнергетики пришла большая делегация протестующих шахтеров с Селидовугля. Они жаловались на невыплату зарплаты и делали заявления о продолжении коррупции в закупках компании. Ну что же, уважаемые прокуроры, скрывайте информацию от общественности и дальше!
Кейс второй. На днях поступила информация об арестах Генпрокуратурой счетов Smart Energy Украина. Последняя является дочерней компанией мирового углеводородного трейдера Trafigura. Между прочим, третьего в мире по величине со 100-миллиардным годовым доходом и более чем 60-ю офисами более чем в 30-и странах мира.
Оказывается, согласно судебному решению от 19 сентября 2017 года, которое вчера разместили в реестре, сотрудников фирмы подозревают в причастности к коррупции на тендерах по выбору газопоставщика для Укрспирта. Самое смешное здесь то, что по данным ProZorro, эта компания вообще не участвовала в тендерах от этого госпредприятия.
Уважаемые прокуроры, это новый тренд альтруистической коррупции в пользу других участников торгов?
Мне эта ситуация напоминает эпизод из старого советского фильма Бриллиантовая рука, когда один из контрабандистов дает установку другому перед встречей с семьей главного героя: "его жене подаришь цветы, а детям – мороженое, и, смотри, не перепутай".

Для выхода из экономического кризиса у нашего государства есть две основные задачи: бороться с коррупцией и содействовать бизнесу и инвесторам. И мне иногда кажется, что наши правоохранительные органы точно перепутали составляющие этих задач.