Что поможет восстановить Украину

14 июня, 13:38

Украина получила историческую возможность провести самую масштабную трансформацию. Да, цена, которую страна платит за этот шанс, сверхбольшая. Беспрецедентная. Но именно она не оставляет нам выбора: мы не имеем права упустить этот уникальный шанс.

Кому-то может показаться, что обсуждение послевоенного восстановления Украины пока не актуально. Мол, сначала надо победить, а потом дискутировать о деталях восстановления и развития экономики. Но на самом деле нельзя ни медлить, ни толковать восстановление узко — только как восстановление разрушенной инфраструктуры.

Видео дня

Аналог плана Маршалла для Украины

Поэтому мы должны работать над планом восстановления Украины уже сейчас и предлагать свои наработки западным партнерам. Очень важно, чтобы именно Украина была автором стратегии восстановления и развития, а не получила готовые решения извне. Ведь не имеющие собственного плана страны становятся лишь фигурой в чужой игре.

Почему Украине нужен именно «план Маршалла», ведь у истории есть немало других программ послевоенного восстановления? Во-первых, это один из наиболее успешных и масштабных проектов экономического развития в истории человечества. Во-вторых, план Маршалла это не только и не столько о денежной помощи США странам Европы, сколько о комплексной программе экономической и социальной трансформации. План не был сосредоточен исключительно на гуманитарной помощи или восстановлении разрушенной инфраструктуры. Он включал программы по повышению производительности, обучению, содействию развитию промышленности, открытию рынков. В нем есть ряд важных вещей, которые часто остаются без внимания. И, конечно, «план Маршалла» был геополитическим проектом, который дал новое экономическое дыхание Европе. И именно такого подхода требует Украина сейчас. Кстати, недавно я рассказывал о плане Маршалла на моем Youtube канале.

Конечно, есть и много отличий со времен, когда разрабатывался и претворялся в жизнь оригинальный «план Маршалла». 74 года назад речь шла о помощи США более десяти европейским странам. Сегодня мы говорим о поддержке Украины Великобританией, США и ЕС. Сейчас наша страна как когда-то Европа становится форпостом Западной цивилизации. И нам необходима серьезная поддержка, чтобы утвердить и реализовать эту миссию.

Удочка вместо рыбы

Очень важно, чтобы украинский «план Маршалла», равно как и оригинальный, не был историей чисто о денежной помощи или о «смягчении проблем». Он должен помочь в корне изменить экономическую модель, сделать Украину экономически состоятельной, сильной и самодостаточной.

В конце концов, какие бы ресурсы ни предоставляли Украине союзники, важно, чтобы по крайней мере на 90% это были гранты, а не кредиты. В противном случае программа будет создавать дополнительную нагрузку на бюджет и в итоге будет ложиться на граждан. Причем речь идет об очень больших суммах и сжатых сроках. Сейчас трудно подсчитать точно масштаб потребностей, но учитывая уже озвученные потери, очевидно, что речь пойдет о проекте стоимостью до триллиона долларов, который нужно реализовать примерно за 5 лет.

Еще раз замечу, это не только и не столько о прямой денежной помощи. Форматы и виды помощи могут быть разными. Например, в оригинальном «плане Маршалла» Соединенные Штаты помогали странам Европы по многим направлениям: от еды и горючего, до технической помощи и промышленного оборудования. Последнее не очень радовало американских производителей, но, наконец, всем сторонам удалось найти комфортный и взаимовыгодный формат. Кстати, этот принцип взаимной выгоды очень важен. Его обязательно следует учитывать при разработке детального плана Маршалла для Украины. Оказывая поддержку Украине, союзники должны извлечь выгоду от создания нового экономического пространства — через инвестиции, торговлю и другое сотрудничество.

Инвестиции в людей

Теперь давайте посмотрим конкретные направления будущего плана восстановления Украины. Первым из них, безусловно, является социально-экономическая поддержка населения. Ведь это вопрос конкуренции за человеческий капитал, которую, следует признать, наша страна проигрывала еще до войны.

Мы должны сейчас идти на очень смелые шаги. Например, ввести безусловный базовый доход для тех, кто больше нуждается в поддержке. Для тех, кто потерял кормильца, жилье. Почему это важно? Большинство этих людей скоро будут решать, в какой стране им жить. И если мы не сможем обеспечить их поддержкой, хотя бы сопоставимой с тем, что они получают от наших партнеров в Европе, вряд ли мы можем уверенно рассчитывать на возвращение этих людей.

Должна быть многоуровневая программа помощи внутренне перемещенным лицам. Какие механизмы следует применить — можно дискутировать. Но будущий план должен содержать этот пункт. Так же, как, скажем, и программу «Доступное жилье». Каким бы ни был конкретный ее формат, она должна быть в плане. Это может быть, например, ипотека на 25 лет под очень низкий процент в гривне. Ведь если мы хотим вернуть украинцев домой, нужно дать им для этого реальные мотивы и условия.

Макрофинансовая стабилизация

Этот важный блок также нуждается в акцентированном внимании, ведь не только влияет на курс гривни и инфляцию, но и определяет среду для других составляющих плана. Пока банковская система выглядит стабильной и довольно неплохо проходит войну. Но очевидно, что уже в скором времени она столкнется не только с потребностью либерализации валютного курса, но и с кризисом проблемных кредитов. И она будет нуждаться в системном государственном решении. Например, таком, которое использовала Япония, выкупая у банков «плохие» кредиты и оздоравливая таким образом их балансы.

Очевидно, что план должен содержать и составную часть пополнения золотовалютных резервов. Отдельное внимание следует уделить вопросу покрытия дефицита Госбюджета. Чтобы мы не делали, даже отказ от всех продвинутых программ и любая экономия не поможет нам избежать значительного дефицита Госбюджета. Он есть уже сейчас и будет увеличиваться. Поэтому нам нужна регулярная внешняя финансовая поддержка, которая в течение нескольких лет будет перекрываться «бюджетную дыру». Альтернатива такому способу преодоления дефицита, к сожалению, очень плоха. Любые попытки повышения налогов не принесут желаемого эффекта, а увеличение долговой нагрузки не может быть безграничным. Кстати, макрофинансовый параграф будущего «плана Маршалла» должен содержать и программу реструктуризации госдолга. Ведь нам важно снизить нагрузку на бюджет и высвободить средства на развитие программы.

Есть и в этом направлении простор и для смелых идей и не всегда популярных решений. К примеру, ощутимый эффект могла бы дать расширенная и упрощенная программа амнистии капитала. Которая не должна быть обременена финансовым мониторингом или содержать фискальную составляющую: никаких налогов на средства, которые идут, скажем, на покупку ОВГЗ или ценные бумаги украинских эмитентов. Принцип прост — если деньги направляются на поддержку государства и развитие экономики, их не нужно облагать налогом. Вообще. Здесь и ресурс для восстановления экономики и детенизации одновременно.

Восстановление инфраструктуры

С первого взгляда здесь все просто и понятно. Но и в этом направлении следует сделать несколько важных акцентов. Прежде всего, любые программы строительства должны основываться на энергосберегающих и экологически дружественных технологиях. Это важно. Нам нужно не «скопировать и восстановить» прошлое, а создать лучшее будущее. «Зеленый переход» и устойчивое развитие здесь не «опция», а «база».

Восстановление инфраструктуры может выполнять и важную социальную функцию. Если на ее базе внедрить программы общественных работ, это частично и временно поможет решить вопрос занятости.

Важной составляющей программы восстановления инфраструктуры должны стать проекты государственно-частного партнерства Build-Operate-Transfer. Государство будет таким образом гарантировать инвесторам спрос. Пока у нас недостаточно ресурсов, чтобы обеспечить этот механизм самостоятельно. Поэтому важно, чтобы и этот вопрос не остался без внимания в украинском «плане Маршалла».

Энергетическая независимость

Кроме достаточно очевидных действий, типа полного перехода на ядерное топливо дружественных стран и интенсификации международного партнерства для увеличения добычи газа в Украине, в этом направлении также есть место для нестандартных идей. Например, повышенное налогообложение неиспользуемых газовых скважин. Логика должна быть проста: больше добываешь — плати меньше налог, а если просто «сидишь на лицензии» — плати больше.

Также следует масштабировать поддержку термомодернизации и через «теплые кредиты» и через энергосервисные контракты. Надо фактически с нуля выстроить собственную нефтепереработку, а также стимулировать производство биотоплива. Ведь экспортировать сырье в другие страны, чтобы потом покупать у них готовую продукцию, произведенную из этого сырья, — это экономическое самоубийство. Не говоря уже об измерении безопасности и, вообще, о здравом смысле.

И, конечно же, максимальная диверсификация источников — от сланцевого газа и LNG до зеленого водорода, солнца и ветра.

Реиндустриализация и экономическое развитие

Ключевая задача здесь — обеспечить для инвесторов такие условия и возможности, которые позволили бы Украине конкурировать с более привлекательными и стабильными рынками. Нам нужны условия и правила игры, при которых выгоды инвестирования в заводы в Украине будут существенно преобладать над рисками. Это реально, но понадобится ряд действенных инструментов — стимулов, механизмов, институций.

Один из главных инструментов — индустриальные парки. Это подготовленные промышленные площадки с инвестиционными стимулами и упрощенным регуляторным режимом. Своего рода «теплицы» для производств. Это тот механизм, который по уровню привлекательности приблизит нас к международному уровню. Безусловно, требуются также дешевые и длинные кредитные средства. Это должно быть проектное финансирование: никаких залогов, низких, приближенных к нулю, ставок в гривне. Достичь этого можно, например, созданием банка развития. Идея не нова и довольно хорошо зарекомендовала себя в ряде стран. До недавнего времени ее реализация была невозможна в Украине, слишком много влиятельных оппонентов. Но сегодня ситуация другая. Президент провозгласил приоритет перерабатывающей промышленности вместо экспорта сырья. И этот приоритет должен обеспечиваться реальными инструментами.

Равно как и еще один мощный механизм — компенсация инвесторам до 100% капитальных инвестиций из-за налоговых вычетов. В сущности, инвестор получает право не платить налоги до тех пор, пока общая их начисленная сумма не достигнет объема его инвестиции. О конкретных условиях можно дискутировать. К примеру, компенсировать 100% в наиболее пострадавших регионах, 30−50% в «мирных» областях.

И здесь не следует опасаться бюджетных потерь. Они сугубо виртуальны. Во-первых, нельзя потерять то, чего нет. Без таких суперстимулов инвестиции просто не придут. Во-вторых, действительно, несколько лет государство не будет получать напрямую своей «доли» в виде налогов. Но все это время бизнес будет работать, платить зарплату работникам, покупать сырье, электроэнергию, комплектующие. И на этом втором и последующих кругах будут уплачиваться налоги. Поэтому экономический эффект будет высок, да еще с мультипликатором.

Еще целесообразно по аналогии с индустриальными парками ввести полную компенсацию инвесторам стоимости присоединения к инженерным сетям (электричество, газ, вода и т. д.) при строительстве промышленных объектов. Так государство ликвидирует один из самых больших инвестиционных барьеров на вход в реальный сектор. По сути, мы приблизим условия в этой сфере к моделям Израиля и США. Такой механизм можно ввести, например, на 5 лет послевоенного обновления с возможностью дальнейшего продолжения его действия. И, вообще, пора навести порядок с тарифами и монополиями.

Следует, наконец, закрыть дискуссии по поводу локализации. Это требование в сфере публичных закупок должно быть обязательным для максимально широкого перечня товаров. Хотя, конечно, можно обсуждать конкретные параметры по разным товарным группам, какие-то нюансы имплементации. Вообще публичные закупки могут стать серьезным драйвером развития перерабатывающей промышленности на этапе послевоенного восстановления. Государству требуется коммунальный транспорт, пожарная, медицинская и другая спецтехника, вагоны для железной дороги, трубы, ограждения, оборудование и строительные материалы. Куча всего, что производят или могут производить предприниматели в Украине. С локализацией публичные закупки будут не только удовлетворять общественные потребности, но и развивать промышленность и экономику.

Важно также введение открытого индикативного 5-летнего плана публичных закупок. Он позволил бы промышленным предприятиям планировать свою стратегию и производственные планы, а инвесторам создание новых производств.

Задача государства — установить «правила игры», которые будут выгодны инвесторам. И потом соблюдать их. А дальше частный бизнес сделает все сам

Очень смелый и давно необходимый шаг — отмена возмещения НДС при экспорте сырья. Я догадываюсь, какой шум сразу поднимут «сырьевщики», выступая через разных «экспертов» за свободный рынок и равные условия. Но идея в том, чтобы стимулировать производство внутри страны и, наконец, начать масштабно и системно отказываться от сырьевой модели экономики. Здесь нас ждет приятный бонус: около 2—3 миллиардов долларов будут ежегодно оставаться в Госбюджете, а не пойдут в карманы сырьевых экспортеров. Действие этого механизма будет похоже на запрет экспорта леса-кругляка или поднятие вывозной пошлины на металлолом и семена подсолнечника, которые уже доказали свою экономическую эффективность. Только масштаб выгод для экономики и граждан будет еще более впечатляющим.

И еще. Очень важно признать судебные юрисдикции Великобритании и Сингапура по спорам инвесторов с государством Украина. Конечно, можно и даже нужно строить внутри страны честную и эффективную судебную систему, которая будет работать по международно признанным принципам. Но опыт показывает, что этот процесс слишком продолжителен. У нас просто нет времени ждать, пока судебная реформа достигнет высоких целей. А гарантии инвесторам нужны прямо сейчас. Согласитесь, все эти истории с зеленой энергетикой или шулерской отменой специальных экономических зон не прибавляют баллов Украине в глазах инвесторов. Поэтому возможность защититься в международных судах очень важная и правильная история.

Самой программе реиндустриализации должен предшествовать детальный аудит потребностей и производственных возможностей страны. Есть достаточно очевидные вещи: понятно, что после войны мы столкнемся с бешеным спросом на строительные материалы. Уже сейчас мы нуждаемся в топливе, постоянно растет потребность в сельхозтехнике. Надеюсь, больше никому не придет в голову импортировать их из той же Беларуси. А еще мы из года в год покупаем бумагу на сотни миллионов долларов. И этот перечень, по сути, очень длинный.

Отсюда должны вытекать индикативные планы строительства производств и публичных закупок у них на несколько лет. Замечу: я не предлагаю возвращаться в плановую экономику или строить государственный капитализм. Я говорю, прежде всего, о понятных гарантиях и стимулах для инвесторов. Задача государства — установить «правила игры», которые будут выгодны инвесторам. И потом соблюдать их. А дальше частный бизнес сделает все в одиночку. Найдет технологии, привлечет средства, построит заводы, создаст рабочие места, наладит экспорт, наполнит бюджеты. Особая роль государства здесь — архитектор экономической системы или экономический инженер. Бизнес ассоциации, общественные ассоциации или международные эксперты могут помочь в этом, но заменить государство не могут.

Отдельно следует говорить о малом и микробизнесе. Здесь важно помнить, что главная его функция — занятость населения. Воспринимать микробизнес как источник наполнения бюджетов ошибочно. Именно поэтому здесь следует сосредотачиваться не на дополнительной фискализации, а на максимальной либерализации и упрощении ведения малого и микробизнеса.

Вообще-то, микробизнесу нужно сделать «вольницу». И конечно же избавиться от всех искусственных бюрократических и коррупционных преград, максимально упростить «правила игры». Но эта дерегуляция не вместо, а только в дополнение и для содействия развитию промышленности. Приоритетом и главным KPI должно быть строительство заводов, все остальное можно варьировать.

Свободная торговля и обучение

Очень важной составляющей будущего «плана Маршалла» должны стать вопросы поддержки экспортеров через экспортно-кредитное агентство, государственное финансирование выставочной деятельности, а также пересмотр пошлин в интересах производителей и формирование таможенного союза с ЕС. Да, на этом фронте в последние недели прозвучало немало громких положительных новостей. Но это серьезное и сложное направление, где еще придется приложить много усилий.

План восстановления Украины должен содержать эти элементы, ведь уникальное окно возможностей для Украины не будет долговременным. Мы не имеем права упустить этот шанс.

Нельзя оставлять без внимания и обучение. Около 3% расходов оригинального «плана Маршалла» были направлены на программы технической помощи, включая обучение для повышения производительности. Это огромные деньги, которые оказали немалый эффект. Что-то похоже нужно сделать и нам.

В частности, план должен содержать конкретные шаги по созданию современных центров профтехобразования и развитию системы дуального образования. Украине нужна разветвленная сеть креативных хабов или центров креативной экономики, чтобы молодежь могла зарабатывать интеллектом и творчеством на глобальном рынке, при этом живя в Украине.

Среди других направлений усилий: управленческое образование и международные стажировки, программы компенсации работодателям ЕСВ и расходов на обучение персонала. И даже внедрение в образовательном процессе английского, как второго языка. Нам очень важно открыть Украину для мира и мир для Украины.

Откуда деньги?

Замечу, что для нас важно, чтобы будущий «план Маршалла» базировался на грантовой поддержке. Ее конкретные форматы и структура могут быть разными, но принцип «грантовости» должен применяться как минимум для 90% помощи.

Убежден, что наши дипломаты вместе с союзниками уже работают над механизмами будущей компенсации для Украины за счет замороженных и арестованных активов страны-агрессора. Но этот процесс может быть достаточно длительным, поэтому на первом этапе нам нужно добиваться именно грантовой поддержки стран-партнеров. К тому же внутренний ресурс — заимствование, эмиссия, налоги крайне ограничен.

В этом году, по разным подсчетам, Украина теряет от 35% до 50% своей экономики. Нашей задачей является самое быстрое возвращение к довоенному уровню. Но не следует забывать о главной цели: в конце концов, нам нужно заменить сырьевую модель экономики на производственную. Ставка на промышленность, инновации и человеческий капитал даст Украине новое дыхание и глобальную перспективу. И новый «план Маршалла» должен стать для этого рычагом и ресурсом.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X