Как улучшить налоговые системы

10 мая 2018, 12:00

В апреле были опубликованы данные исследований Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Они указывают на возможность увеличения нейтральности налогообложения для улучшения справедливости налоговых систем.

Общемировое ослабление банковской тайны и новые стандарты налоговой прозрачности, включая автоматический обмен финансовой информацией, делают все более проблематичным и дорогостоящим сокрытие активов в низконалоговых и офшорных юрисдикциях.

Видео дня

Новые стандарты налоговой прозрачности вызывают широкую дискуссию о повышении эффективности и справедливости налоговых систем отдельных государств.

Новые исследования ОЭСР The Role and Design of Net Wealth Taxes и Taxation of Household Savings пробуют указать на возможности увеличения нейтральности налогообложения активов/сбережений и, тем самым, улучшения справедливости налоговых систем.

В частности, путем расчета предельной эффективной ставки налога на портфель сбережений (marginal effective tax rate или METR) в 40 странах мира, авторами исследований сделаны следующие выводы:

  • текущие налоговые системы в большей степени способствуют экономии на налогах для тех домашних хозяйств, которые в финансовом отношении более обеспечены;
  • бедные домохозяйства имеют тенденцию удерживать доминирующую часть своего богатства на банковских счетах, которые, как правило, облагаются налогом в большей степени чем другие формы активов. Тогда как более богатые склонны к форматам владения активами не подвергающимся значительному налоговому бремени (инвестиционные и частные пенсионные фонды, акции, личная жилая недвижимость);
  • налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов для сокращения неравенства;
  • увеличение прогрессивности налогообложения форм владения активами с низкой налоговой нагрузкой будет способствовать восстановлению нейтральности налоговых систем и устранению неравенства;
  • в странах, где налогообложение доходов от капитала является низким или налоги на наследство почти не взимаются (соответствует украинским реалиям), нейтральность налоговой системы может восстановить введение полноценного налога на нетто-богатство - читай на имущество (net wealth taxes).

По данным Государственной фискальной службы Украины в течение 2017 года поступило 29,05 млрд гривен в виде налога на имущество, в частности:

  • от юридических лиц - 25,05 млрд грн (1,98 млрд налога на недвижимое имущество; 22,96 млрд платы за землю и 0,11 млрд транспортного налога);
  • с физических лиц - 4 млрд грн. (0,45 млрд налога на недвижимое имущество; 3,42 млрд платы за землю и 0,13 млрд транспортного налога).

То есть, удельный вес имущественных налогов в Украине не превышает 1% ВВП, в то время как, например, для стран ОЭСР соответствующий показатель достигает 1,9% или почти в два раза больше.

Украина имеет большой потенциал для своеобразного фискального маневра – постепенное увеличение имущественных налогов, например с 1% до 1,5% ВВП, что может дополнительно принести в бюджет 15-20 млрд грн и решить наиболее болезненные вопросы национальной налоговой системы – такие как переход к налогу на выведенный капитал или снижение налоговой нагрузки на заработные платы.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Текст колонки взят в Facebook c разрешения автора. Оригинал текста смотрите здесь.

Показать ещё новости
Радіо NV
X