Как Украине избавиться от Роттердам+

19 октября 2018, 15:00
Цей матеріал також доступний українською

Сделать шаг к прозрачному и справедливому ценообразованию можно через изменения в законодательство о финансовых рынках.

На днях выступая на конференции, где собрались представители газового рынка, имел возможность представить видение НКЦБФР по развитию финансовых и товарных инструментов торговли (в том числе природным газом и электроэнергией), а также организованной биржевой торговли. Производители и потребители природного газа и других товаров хотят иметь понятные условия формирования цены, соответствующие европейским стандартам. Но, к сожалению, сегодня в украинском законодательном поле даже предпосылки того, чтобы иметь такие условия отсутствуют, несмотря на существенные его изменения, произошедшие в 2016-2018 годах (приняты законы о рынке природного газа и электроэнергии).

У НКЦБФР есть план создания в Украине соответствующих энергетических, аграрных и финансовых "хабов" или бирж, которые в дальнейшем дадут возможность украинским производителям и потребителям определять цены на товары, производимые и потребляемые в Украине.

Именно цены и индексы, которые будут формироваться на таких украинских биржах, должны заменить индикативы Роттердам+ и Чикаго+. Сегодня для расчета стоимости продукции, которую мы производим и потребляем (тепло, электроэнергия, хлеб, подсолнечное масло и т.д.), используются преимущественно иностранные индикаторы.

Безусловно, Украина должна привести свои внутренние цены, особенно на энергоносители, в соответствие с мировыми. И реформы сегодня продолжаются во многих секторах, в том числе и в секторе энергетики. Частью этих реформ должен стать отказ от использования иностранных индексов и запуск собственных справедливых механизмов ценообразования. Это будет справедливым по отношению к производителю и потребителю продукции, которая производится в стране, используется на внутреннем рынке и экспортируется из Украины.

Использование иностранных индексов по отношению к собственной продукции без предоставления возможности сторонам хеджировать ценовые риски ("страховаться" от колебания цен) существенно ухудшает конкурентоспособность отечественных производителей и не дает возможности покупателям (потребителям) избегать резкого повышения цен.

Именно поэтому резкий и непонятный для многих рост цен на природный газ и электроэнергию создает потрясения для потребителей и государственного бюджета. Из-за отсутствия финансовых инструментов хеджирования, других путей поддержки, кроме как дотации из государственного бюджета, у нас не существует.

Государственный бюджет будет постоянно находиться под сильным социальным давлением, в том числе, когда цена на наши сырьевые товары будет существенно падать. В таком случае, отечественные производители будут вынуждены обращаться к государству за дотациями или налоговыми льготами. Без изменения налогового законодательства государственный бюджет будет "последней надеждой" для производителя и потребителя в вопросе компенсации за "непредсказуемый" ценовой риск.

Учитывая то, что цены на товарную продукцию, которая составляет около 30% нашего ВВП, будут колебаться всегда, то отсутствие финансовых инструментов и полноценных бирж, будет создавать постоянное дополнительное давление на государственный бюджет.

А тем временем, из-за существенных пробелов в украинском законодательстве, наши товарные и финансовые биржи преимущественно используются не по назначению, что наносит значительный ущерб экономическим интересам страны.

Именно на финансовых биржах (а их у нас осталось 5), много лет происходило ценообразование на "мусорные" ценные бумаги, которые выступали основным инструментом в операциях по оптимизации налогов, отмыванию денег, перемещению капитала (в том числе из банков, которые были со временем ликвидированы или национализированы). С 2015 по 2018 годы НКЦБФР остановила обращение корпоративных ценных бумаг, объем операций с которыми составлял около 1 триллиона гривен. Такие сомнительные операции происходили на всех финансовых биржах без исключения.

К сожалению, разочарую, но на государственные облигации (ОВГЗ) биржи также не формируют объективную цену. Биржи используются только для оформления и опубликования двусторонних сделок, которые заключаются на рынке. Анонимных торгов, которые должны формировать объективную цену, фактически пока не происходит. Таким образом процесс ценообразования на ОВГЗ имеет преимущественно административный, нежели рыночный характер. Это оказывает значительное влияние на стоимость заимствования для государственного бюджета и других заемщиков, получающих кредиты от банков.

Впрочем, НКЦБФР, Министерство финансов и Национальный банк работают над усовершенствованием процесса ценообразования на ОВГЗ путем введения института маркетмейкеров и первичных дилеров. Кроме того, Комиссия через требования к биржам повышает их роль в процессе надзора и выявления сомнительных операций, которые влияют на ценообразование на финансовые инструменты.

Что касается товарных бирж, то они также играют определенную роль в процессах фискальной оптимизации и других сомнительных процессах. Закон о товарной бирже, принятый в 1991 году был первой попыткой Украины урегулировать деятельность по торговле товарами, сделать ее системной, эффективной, и прозрачной. Скорее всего, в то время его разработчики имели вполне добрые намерения. Но сегодня мы видим, что этот закон не работает. И то, что происходит с товарными биржами, несет угрозу финансовой стабильности.

Минэкономразвития почти не имеет рычагов влияния на биржи, надзор и контроль за ними со стороны государства является формальным. В стране зарегистрировано более 620 товарных бирж, но более 100 из них на сегодняшний день находятся в состоянии ликвидации.

К сожалению, задействование товарных бирж в схемах уклонения от уплаты налогов или налоговой оптимизации стало ключевым фактором. В истории биржевой торговли в Украине множество примеров, когда биржи использовались, мягко говоря, не по назначению, а например:

  • для завышения закупочных цен или занижения цен на реализацию готовой продукции;
  • когда регистрация контракта на определенной бирже выдвигалась обязательным требованием при экспорте;
  • когда определенная биржа получала исключительное право на реализацию энергоресурсов;
  • для оправдания фиктивных аукционов по продаже газа и тому подобное.

Вспомним самые громкие скандалы, связанные с товарными биржами:

  • Скандальные аукционы по продаже нефти и нефтепродуктов "Укрнафты" по заниженным ценам на УМВБ;
  • Введение в ручном режиме обязательной регистрации всех внешнеэкономических контрактов на сельхозпродукцию на "Аграрной бирже";
  • Проведение фиктивных аукционов по продаже газа на товарной бирже "Львовская универсальная" и т. д.

Государство теряет на всех этих схемах десятки миллиардов гривен, бюджет недополучает миллиарды гривен налогов. И такая ситуация продолжается десятилетиями. Сегодня мы видим отдельные попытки построить системные площадки для организованной торговли с понятными правилами. Но без понятных четких правовых рамок система работать не будет.

Начинать решать эти проблемы нужно с имплементации в украинское законодательство соответствующих европейских директив - в частности Директивы 2014/65 / ЕС (MiFID І/II), Регламента ЕС № 648/2012 (EMIR), Директивы 98/26 / EC и Регламента ЕС №1227 / 2011 (REMIT) и гармонизации правил биржевой торговли. Должны работать единые правила торговли, независимо от вида актива, который будет торговаться на бирже.

Реформа товарных и финансовых рынков заложена в проекте Закона Украины №9035 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения инвестиций и внедрения новых финансовых инструментов.

Почему не следует откладывать эти изменения в долгий ящик? В связи со стремительным развития криптовалют в Украине появятся торговые площадки для торговли криптовалютами. Нет смысла разрабатывать отдельные правила торговли для криптовалютних площадок. Решение проблемы – во введении единых правил биржевой торговли.

НКЦБФР как орган надзора за биржевой торговлей ценными бумагами имеет полное видение единых правил для организованной торговли на биржах, и может взять на себя функцию надзора за всеми биржами. Имея необходимый функционал, мы сможем привести в соответствие с европейскими стандартами торговую деятельность на украинских товарных и финансовых биржах. Может наконец мы перестанем тратить время на дискуссии, на каком уровне необходимо установить привязку к цене электроэнергии Роттердам + или Роттердам-. Цену будет определять рынок, а именно потребители товара, а не государство.

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал