Как удержать молодежь в стране

13 августа 2018, 09:00

Украина теряет молодежь. Согласно социологическим исследованиям ("Рейтинг", Research&Branding Group), каждый третий украинец хотел бы эмигрировать.

При этом, среди наших сограждан в возрасте от 18 до 30 лет готовы уехать 55%, от 30 до 40 лет – 47%. К сожалению, грустная статистика и результаты соцопросов – это не просто цифры, а факторы, напрямую влияющие на будущее Украины.

Видео дня

В условиях массовой трудовой миграции в среде молодежи мы никогда не сможем говорить об успехах страны по той простой причине, что едут наиболее предприимчивые, талантливые, готовые рискнуть всем, дабы получить лучшие условия жизни. А главное – условия для самореализации. В такой ситуации было бы весьма наивно полагаться исключительно на государство, ожидая, что именно государственные программы станут эффективным инструментом удержания молодых специалистов в стране.

Инфляционный отчет НБУ за июль 2018 года определяет трудовую миграцию как один из главных факторов роста цен и замедления экономического роста. В отчете также говорится, что трудовая миграция препятствует росту темпов производства, больше всего – в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи. Таким образом, проблему оттока рабочей силы нужно решать уже сегодня и делать это сообща.

Стратегическое значение взаимодействия государства и бизнеса обусловливается социально-экономическим кризисом, внешней военной агрессией и общественным спросом на реформаторские процессы в стране. Частная инициатива, в особенности большой бизнес, не должны все время только требовать помощи от государства. Они имеют все шансы сами помочь стране, получая от этого прямые дивиденды в виде целеустремленной, открытой ко всему новому, энергичной молодежи.

Так, действенным инструментом борьбы с массовой миграцией среди молодежи могут стать программы карьерного развития. Как правило, такие программы внедряются большим бизнесом на подконтрольных ему предприятиях. Таким образом, осуществляется географическая рабочая децентрализация, потому что филиалы больших компаний, как правило, концентрируются не так в мегаполисах и столице, как в провинции, где найти работу значительно трудней, нежели в Киеве, Днепре или Харькове.

Главной задачей программ карьерного развития является поиск наиболее оптимального пути налаживания работы со студентами и выпускниками ВУЗов. Анализируя опыт нашей компании, могу выделить несколько основных тактик, которые имели успех и продолжают пользоваться популярностью среди молодых специалистов Украины в аграрной и технической сферах.

Лекции, мастер-классы, хакатоны.

Это именно тот случай, когда, если гора не идет к Магомету, значит Магомет идет к горе.

Одной из главных ошибок топ-менеджмента многих компаний является уверенность в том, что у них никогда не случится нехватки кадров. Якобы большие компании всегда смогут обеспечить себя рабочей силой. Это неверно, особенно в наше время. Чтобы получить активную молодежь, нужно постоянно с ней работать. Наиболее эффективными инструментами здесь являются лекции и мастер-классы признанных экспертов в какой-либо отрасли. Именно они отходят от теории и делятся с молодежью практическим опытом, который гораздо ценнее теоретических знаний.

Еще одним видом мотивации и вовлечения молодых специалистов в процесс практической деятельности является хакатон. Это формат мероприятия, во время которого специалисты из разных областей сообща работают над решением какой-либо проблемы, кейса. Если говорить об аграрной сфере, которая сегодня обещает стать локомотивом украинской экономики, главная задача хакатона – поиск инновационных решений для оптимизации и автоматизации производства агрокомпаний, а также создание новых возможностей для трудоустройства студентов разных специальностей технических и аграрных ВУЗов.

Профессиональные экскурсии.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Молодой специалист всегда заинтересован в том, чтобы увидеть работу той или иной компании изнутри. Ему важно получить знания о разнообразных задачах сотрудников компании, условиях работы, проектах, стандартах, которыми руководствуются на производстве, ценностях.

Подвидом экскурсий являются виртуальные экскурсии (VR-туры), которые дают понимание "внутренней кухни" компании без ее непосредственного посещения, и мы такие экскурсии у себя внедрили.

Стажировки.

Внедряя тактику стажировок, менеджмент компании должен помнить о необходимости дальнейшего трудоустройства стажеров. Стажировки не должны продолжаться вечно. Оптимальный срок – три месяца. Чтобы заинтересовать стажеров, весь этот период они должны получать зарплату, иметь определенный социальный пакет и быть мотивированны работать на результат. К примеру, такой мотивацией может служить гарантия компании предоставить стажеру служебное жилье после успешного прохождения стажировки и трудоустройства на постоянной основе.

Эти нехитрые приемы смогут помочь как бизнесу, так и государству удержать молодых и талантливых в Украине. Но всегда нужно помнить, что к молодежи необходимо найти правильный подход. Нужно заинтересовать, а не поучать, говорить на равных, а не с позиций начальства, демонстрировать свой интерес к таланту и здоровым амбициям, которые, при неправильном подходе, будут служить другим государствам, наполняя чужие для нас экономики и бюджеты.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X