Это бета-версия нового сайта Нового Времени. Присылайте свои замечания по адресу newsite@nv.ua

Как победить коррупцию в Укравтодоре

30 января 2017, 12:41
1639
Цей матеріал також доступний українською
Начнем с основных проблем дорожного хозяйства, охарактеризуем причины возникновения коррупции в Укравтодоре и раскроем, чем отличаются реформы от имитации реформ

Классическая формула, описывающая проблему в отрасли – это дураки и дороги. Дураки, стоящие у руля дорожного хозяйства, и – как результат их хозяйствования – дороги, находящиеся на 139 месте в мире по состоянию. 

Должность Главы Укравтодора исторически считалась политической и с каждой сменой президента, парламента, Кабмина или министра менялся и хозяин главного кабинета на ул. Физкультуры, 9.
Политической она считается по двум причинам:
• Первая - это возможность быстро вернуть вложенные на выборах деньги и подзаработать. Так как способов манипулировать цифрами и показателями уйма, а проверить и доказать факт злоупотреблений крайне сложно;
• Вопрос дорог входит в 3-5 самых волнующих население вопросов (на равне со здравоохранением, образованием, ЖКХ), влияющих на электоральную обстановку в регионах, поддерживающих тех или иных кандидатов.

По этим причинам часто в отрасль приходили люди, далекие от неё, не исповедующие ценностей дорожников, имеющие краткосрочные планы, не разбирающиеся в проблемах хозяйства, заточенные на распил бюджетных денег. За 3 года сменилось 5 руководителей Укравтодора и среди них - учитель информатики, инженер-теплотехник, инженер-авиатехник, юрист, медийщик. Ни одного специалиста! Это относительно дураков.

Что же относительно дорог? Как в царские, в советские времена, так и в период украинской независимости к дорогам относились по-дурацки и финансировались они по остаточному принципу. В результате в год на дороги выделялось 10-20% от минимально необходимых средств. Акцизы, из-за теневого рынка нефтепродуктов до 25-40%, не в полном объеме доходили до бюджета. Средства, аккумулирующиеся в специальном и в общем фондах бюджетов, использовались и используются не по назначению. Из-за ограниченности планов финансирования в рамках 1 бюджетного года большая часть работ начиналась во втором полугодии. Поскольку только после утверждения бюджета, в лучшем случае в конце года, составлялся перечень дорог, на который уходили 1-2 месяца (январь-февраль), 3-4 месяца готовилась проектно-сметная документация (февраль-май), 1-2 месяца проводились тендеры (июнь-июль), затем еще 1 месяц на всевозможные вопросы и в результате только в августе-сентябре приступали к работам. Что мы с вами чаще всего и наблюдали из года в год – идет дождь, снег, а дорожники работают.

Естественно, в столь короткие сроки не было возможности освоить даже те мизерные средства, которые выделялись на дороги, а отсутствие механизмов перехода средств в будущие периоды позволяло Минфину декларировать сэкономленные средства. На самом же деле такая ситуация была и остается выгодной Минфину, поскольку позволяет за счет этих средств закрывать дыры в бюджете.

Следующая проблема заключается в том, что центром принятия решений по всем дорогам Украины (а это 170 тыс. км) является Киев, т.е. Укравтодор и Кабмин, которые согласовывают и утверждают перечень дорог, подлежащих ремонту. Удаленность центра принятия решений от объектов, позволяет как на местах, так и в Киеве злоупотреблять, и из года в год ремонтировать одни и те же дороги, либо направлять эти средства на экономически менее перспективные направления.
Причиной этому является:
• Отсутствие долгосрочной экономически обоснованной Программы развития автомобильных дорог, которая бы утвердила план-график строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации дорог общего пользования как общегосударственного, так и местного значения;
• Сосредоточение в сфере управления Укравтодором всех 170 тыс. км дорог.

Ну а основная причина коррупционных рисков – это конфликт интересов, возникающий в результате совмещения функций Заказчика, Подрядчика и Контролера в руках Укравтодора. На сегодняшний день Укравтодор в лице своих структурных подразделений – Служб автомобильных дорог в областях – является Заказчиком. ПАО ГАК "Автомобильные дороги Украины", выполняющий 95-97% работ по эксплуатационному содержанию всех 170 тыс. км украинских дорог, 100% акций которого принадлежит Укравтодору, является Подрядчиком. А сотрудники Служб автомобильных дорог в областях, находящиеся с ними в трудовых отношениях, осуществляющие технический надзор и контроль, а также дочернее предприятие Укравтодора "Дорякисть", выполняют функцию Контролера. На лицо все признаки коррупционных рисков.

Что необходимо сделать?

• Утвердить Стратегическую Программу развития автомобильных дорог Украины на 5 и 20 лет;
• Все средства, предназначенные для дорожного хозяйства (акцизы, госпошлины с нефтепродуктов, транспорта, шин и т.д.) должны аккуммулироваться в Специальном Дорожном Фонде и использоваться только по назначению на дорожное хозяйство и безопасность движения, с возможностью перехода неиспользованных средств из одного года в другой;
• Передать дороги местного значения вместе с территориальными (140 тыс. км) на уровень областей и громад;
• Усилить контроль за теневым рынком нефтепродуктов;
• Сохранить функции Заказчика за Укравтодором исключительно по дорогам общегосударственного значения (30 тыс. км.). Оптимизировать систему управления Укравтодора и реорганизовывать 24 областных Службы автомобильных дорог, из которых должно остаться 8-10 Служб, организованных по линейному принципу, т.е. от точки А до точки Б. Что позволит в 5-7 раз сократить количество сотрудников, и поднять в несколько раз им з/п;
• ПАО ГАК "Автомобильные дороги Украины" ликвидировать как надстройку, а на базе его дочерних предприятий – "Облавтодоров" – создать 8-10 эксплуатирующих компаний по линейному принципу. Эти компании необходимо переподчинить Министерству инфраструктуры или Минэкономразвитию, дабы исключить конфликт интересов. Остальное имущество передать в коммунальную собственность областей и громад.
• На следующем этапе эти предприятия должны быть разгосударствлены, и созданы условия для частно-государственного партнерства. Контракты по эксплуатационному содержанию дорог должны быть долгосрочными: 5-7 лет;
• Ввести практику, когда подрядчик, строящий, реконструирующий или ремонтирующий дорогу, получал бы её в эксплуатационное содержание, что способствовало бы его прямой заинтересованности в максимальном качестве строительства или ремонта;
• Запретить Укравтодору в лице Служб и ДП выполнять функцию Контроля. Ввести институт независимых инженеров-консультантов, осуществляющих функцию Контролера, начиная с проектирования и до ввода в эксплуатацию. С возможностью лишения их права ведения этой деятельности вплоть до пожизненного.

Имитация реформ и отложенные реформы

С 2014 года идет речь о необходимости реформирования дорожного хозяйства. И если в Мининфраструктуры разрабатывались хоть какие-то концепции, а в 2015 году было принято решение ликвидации ПАО ГАК «Автомобильные дороги Украины», которое, к сожалению, в конце 2016 года было отменено, то ни один из новых руководителей Укравтодора не озвучил никаких планов на реформирование.

Работа же Мининфраструктуры в большей степени велась на страницах Facebook. Было такое ощущение, что они работали только на собственный имидж.
В конце 2016 года было принято 2 важных Закона – О децентрализации автодорог местного значения и О Дорожном Фонде. Но и тут не обошлось бел ложки дегтя. Оказалось, что Законы вступают в силу только в 2018 году, и что не все средства пойдут на дороги, а только 50% в 2018, 75% в 2019 и только с 2020 года будет 100% финансирование.

А сейчас ПАО ДАК "Автомобильные дороги Украины" ликует. Ликвидация отменена, бюджет на 2017 год – 4,5 млрд грн, есть картбланш на централизацию всех закупок, несмотря на задолженность в 1,2 млрд грн, планы на получение дотаций на покупку новой техники, возможность закупать товары и услуги без каких-либо тендеров. Раздолье для того, чтобы пополнить карманы отдельных личностей бюджетными деньгами. Министр Омелян вступил в конфликт с премьером Гройсманом и в случае ухода в отставку у него всегда будет повод сказать, что реформы не дали реализовать. Поляк Новак в расстроенных чувствах, потому что не дали обещанного финансирования на 2017 год и не представляет, что можно сделать на 2 млрд из необходимых 50 млрд.