Как наладить бухучет для объединенных громад

25 июня 2018, 15:00

С 2014 года в Украине стартовал масштабный процесс децентрализации – передачи значительной части полномочий территориальным громадам.

Кроме новых возможностей, новосозданные объединенные территориальные общины (ОТГ) получили значительное количество обязательств. Пока все говорят о масштабе реформы и колоссальных изменениях, вопросы оперативной работы и решения простых повседневных задач, вроде ведения учета, остаются нераскрытыми.

Видео дня

Больший бюджет и новые статьи расходов существенно затрудняют работу сотрудников учреждений ОТГ. В этой статье мы попытались разобраться, на что обратить внимание при выборе программного продукта для организации ведения бухгалтерского учета в объединенных территориальных громадах.

Децентрализация: плюсы, минусы и вопросы

Старт реформы децентрализации начался в апреле 2014 года. Реформой предусмотрено формирование новых органов местного самоуправления – объединенных из соседних сел, поселков, городов в территориальные громады. После объединения, в пределах громады происходит реорганизация юридических лиц – создаются единые представительные и исполнительные органы.

И наибольшие изменения касаются финансово-имущественной сферы. В ОТГ все коммунальное имущество отдельных субъектов становится имуществом общества. Изменится перераспределение средств в ОТГ, и это – самая важная часть реформы. Ранее налоги, собранные в пределах административно-территориальных единиц, направлялись в центр и перераспределялись там. Реформа децентрализации предполагает, что 60% налога на доходы физических лиц в пределах громады, а также все средства от сбора единого налога, налога на прибыль предприятий и учреждений коммунальной собственности и налога на имущество будут оставаться в бюджетах общин.

Объединенные территориальные громады имеют прямые межбюджетные отношения с государственным бюджетом. До реформы их имели только областные и районные бюджеты, бюджеты городов областного значения. Для выполнения делегированных государством полномочий им предоставляют соответствующие трансферты: дотации, образовательную и медицинскую субвенции, субвенции на развитие инфраструктуры громад и тому подобное.

По сравнению с предыдущей системой бюджетирования, реформа дает ОТГ значительные объемы средств. По данным Кабмина, с 2014 по 2017 год доходы общин выросли на 100 млрд грн. Растут и объемы сбора налогов – на 20% выросли поступления от налога на землю и более чем на 70% – от налога на недвижимое имущество, а расходы бюджета развития на одного человека выросли в 1,5 по сравнению с 2016 годом.

С увеличением бюджета изменятся и обязанности ОТГ. Отныне именно руководство общины должно будет обеспечить свою территорию достаточным количеством школ, больниц, объектов инфраструктуры и нести полную ответственность за их состояние.

Для реализации этих полномочий громады смогут самостоятельно осуществлять внешние займы, выбирать учреждения по обслуживанию средств и подрядчиков для выполнения работ, определять градостроительную политику и распоряжаться землями за пределами населенных пунктов.

Автоматизированный учет для ОТГ: почему это важно

Рост бюджета будет означать рост ответственности не только перед центральной властью, но и перед населением громад. Соответственно, учет в ОТГ должен осуществляться максимально прозрачно и безошибочно.

Структурные реформы – идеальное время для качественной внутренней трансформации процессов, в том числе – и ведения бухгалтерского учета. Прежде всего, в ОТГ, которые являются вновь юридическими субъектами хозяйствования, следует определиться с программным обеспечением для ведения бухгалтерского учета. При этом выбирая программный продукт следует обратить внимание на полноту функциональных возможностей программы, наличие Экспертного заключения, удостоверяющего, что программный продукт соответствует требованиям нормативных документов по технической защите информации, наличие у производителя сервиса поддержки потребителя, частоты получения обновлений.

Существенно возрастет количество видов операций бухгалтерского учета ремонт инфраструктуры, предоставления уже упомянутых административных услуг, финансирование исполнителей различных работ в пределах ОТГ. Соответственно, структура учета существенно усложнится, количество сделок значительно возрастет: необходимо будет проводить расчеты с контрагентами, начислять зарплаты, вести учет основных средств и необоротных материальных активов, планировать и контролировать выполнение планов и тому подобное.

Для того, чтобы наладить этот процесс эффективно, следует выбрать современное ИТ-решение. Такое решение должно быть комплиментарным, чтобы объединить все участки учета в единой системе. Решение должно иметь отлаженный ряд интеграции со смежными сервисами, необходимыми для ведения учета в бюджетных учреждениях. Такие возможности позволяют пользователям приобщиться к цифровой экосистеме и стать полноценными цифровыми агентами.

Кроме того, выбирая программный продукт, следует проследить соответствие ведения учета требованиям украинскому законодательству, возможность автоматического формирования и выгрузки отчетности и тому подобное.

Воплощение ИТ-решений в государственных органах идет полным ходом, и сейчас сложились фактически идеальные условия для того, чтобы применять такие решения на местах. Из-за санкций, введенных против российского программного обеспечения год назад, значительная часть популярных бухгалтерских решений оказалась под запретом, а потому создавая учет в ОТГ, руководство может выбирать среди имеющихся на рынке решений такие, которые будут предлагать наилучшее соотношение цены, сервиса и функционала.

К тому же, сама реформа требует качественных изменений в работе руководящих служб. Децентрализация – это не только новые правила перераспределения средств, но и возможность перезапустить систему управления на местах. И очень важно сделать этот перезапуск качественно, применив современные технологии и эффективные методики во всех без исключения процессах.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X