Почему популярные экономические теории не срабатывают?

13 декабря 2020, 16:09

У многих экономических теорий есть в основе предположение о том, что мы, люди, действуем в собственных эгоистических интересах и решаем после раздумий, выбирая наиболее оптимальный вариант. Но это не так. Почему?

Этому есть три объяснения, упоминаемые в отчете Всемирного банка «Разум, общество и поведение».

1. Автоматическое мышление

Мы не склонны думать глубоко, а чаще всего применяем автоматическое мышление по примеру из прошлого, вызываемого определенной ассоциацией или контекстом. Если бы каждое наше действие сопровождалась глубокими размышлениями, мы бы стали более медлительны. То, как мы чередуем быстрое автоматическое мышление с глубоким, является нашей жизненной мудростью, тем, что отличает и приближает к успеху.

Видео дня

Есть такой тест с задачей про ракетку и мяч: стоимость теннисного мяча и ракетки — 1100 грн. Ракетка на 1000 грн дороже мяча. Сколько стоит мяч? Большинство опрошенных в исследовании указывают неправильный ответ 100, а не 50, как раз из-за автоматического быстрого мышления на уровне правила вычитания из большего числа меньшее.

Важно, что в условиях стресса или ограниченных финансовых возможностей наша способность думать значительно уменьшается. Так, исследования показали, что фермеры с доходом от урожая один раз в год в период перед урожаем, когда запасы с прошлого года уже заканчивались, проявляли низкую умственную способность, чем после полученного дохода. Эта потеря умственной способности оценивается примерно на уровне ¾ от последствий отсутствия сна.

Одним из примеров неглубокого мышления, обедняющих людей, являются кредиты до зарплаты. Проблема с ними возникает в том, что такие заемщики не понимают высокой стоимости кредитов, и негативного влияния высокой стоимости на их финансовое положение. Помощь таким людям определит способ, предоставляющий больше информации о расходах, что приведет к отказу от таких кредитов (иллюстрация 1 о стоимости кредита до зарплаты в сравнении с кредитной картой).

таблица автора
Фото: таблица автора

2. Люди — социальные существа

Мы не преследуем только собственные эгоистические интересы. Большинству из нас свойственно заботиться об общих целях с другими участниками сообщества. Иллюстрация 2 показывает, что преследование собственных интересов (зеленый) ожидается на уровне 100% в теории, а на практике такого не происходит. Мы более склонны к кооперации с другими и решений с учетом интересов сообщества. Более того, общества, имевшие опыт военных конфликтов, становятся более эгалитарными, а значит, дают больше равных возможностей участникам и заботятся об общих целях больше (иллюстрация 3 о Грузии и Сьерра-Леоне).

график автора
Фото: график автора

Кроме того, в условиях прозрачности, когда за нами наблюдают, мы склонны проявлять еще больше внимания к интересам других, а не собственным. Иллюстрация 4 является примером того, что добровольная оплата за молочный напиток у изображения человеческих глаз является заметно большей, чем в случаях с изображениями цветов. Мы, естественно, хотим в глазах других выглядеть положительно.

Влияние ментальных моделей

Кроме собственного опыта, привлекаемого в автоматическом мышлении, мы часто также руководствуемся стереотипами и установками родителей, учителей, общества в целом. Часть таких установок является нашей культурой, часть — общественным опытом, часть — навязанным видением в интересах заинтересованных лиц. Примером последнего является установка о необходимости толерантности коррупции, ибо без нее все развалится. Хотя и есть тому возражения на примере Грузии, эта установка весьма популярна. Не все установки полезны, часть из них обладает устойчивостью к популярности и разрушительным воздействием для общества.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
график автора
Фото: график автора

Иллюстрация 5 отражает влияние каст на результаты обучения в школе. Первое сравнение отражает почти равенство результатов и их высокий уровень в условиях, когда принадлежность к касте не оглашается ученикам.

Второе сравнение отражает очень большое отличие в результатах обучения, если учащиеся знают о кастах друг друга.

И третье сравнение указывает на почти одинаковые результаты обучения в условиях обособленного обучения по признаку касты, при этом общий результат обучения в третьем сравнении значительно хуже. Влияние стереотипа о кастовом происхождении создает условия стресса, который, в свою очередь, ограничивает умственную способность (аналогично примеру с фермерами).

Вывод

Экономические теории и математические модели могут быть очень элегантными и обоснованными. Но их эффективность необходимо проверять в условиях реальной жизни. Рекомендуется для тех, кто разрабатывает и внедряет реформы, принять во внимание указанные три причины, почему предположение многих хороших теорий не являются реалистичными. Многочисленные примеры в различных странах показывают, что учитывание этих трех причин может существенно увеличить эффективность реформ и достижения значительных результатов.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X