8 правил, как сделать воровство в вашей компании дорогим удовольствием
Боремся с мошенниками
Мировая статистика говорит о 10−15% потери оборота компании вследствие недобросовестных действий третьих лиц. Украинская статистика говорит о более чем 30% потерь, понесённых в связи с фрод-фактором (ред. — мошенничество в сфере IT) в компаниях.
Что как правило находится под прицелом мошенников
1. В первую очередь — это активы компании:
• движимое имущество
• недвижимое имущество
• запасы компании
• cash в кассе
• объекты интеллектуальной собственности: тех. карты и рецептуры
• корпоративные права
2. Далее — это незаконное искажение фин. отчётности для тех или иных целей. Введение в заблуждение акционера, как например во одном кейсе расследованием которого довелось заниматься, где Топ-менеджеры одной известной компании умудрились выплачивать royalty собственнику из кредитных средств.
Отсюда правило: если будучи собственником вы решили уйти из операционного контроля, вы:
а) Обязательно назначьте метрики, по которым вы будете сверять барометр успешности вашего бизнеса, сквозь призму различных KPI (ключевых показателей эффективности): grossmargine, EBITDA, net profit, retained earnings etc.
б) Назначьте внешнего незаангажированного человека либо аудиторскую компанию (обязательно с мировым брендом и репутацией, которым есть что терять), которые будут проверять реальность данных показателей во избежание кейса, где были взяты кредитные средства, с помощью которых выплачивались royalty акционеру, при том, что компания терпела реальные финансовые убытки. Собственник думал что у него все отлично и он может наслаждаться отдыхом. На самом деле финансовые данные надувались, а компания была фактически доведена до банкротства, доля рынка потеряна, а размер долгов — 10х к показателю EBITDA.
3. Это всякого рода kick-backs — откаты. Согласно Мировой статистике, в 90% мошеннических случаев фиксируются в закупках при покупке сырья где например сотрудник департамента закупок вступает в сговор с поставщиком сырья искуственно завышая закупочную цену в продажах. Коммерческий отдел — при продаже готовой продукции делает максимальный дисконт и компания осуществляет продажу своей продукции с чистым убытком. Первая и последняя манипуляции возможна, когда в компании нет четких прописанных политик закупок и продаж.
Как минимизировать такого рода случаи действий недобросовестных лиц
Выстраивайте максимальное количество анти-фрод барьеров, каждый из которых будет более дорогим чем предыдущий. При таком подходе, мошенничество со стороны злоумышленников станет финансово нецелесообразным.
Сделайте так, чтоб воровство в вашей компании было дорогим удовольствием путем внедрения следующих правил:
• автоматизируйте все процессы;
• дробите и диджитализируйте свой бизнес;
• распределяйте полномочия и обязанности между менеджерами;
• проводите ежегодно спонтанную процедуру форензик;
• осуществляйте процедуру тайного покупателя;
• выстраивайте системы внутренних контролей на своём предприятии: регламенты, политики, систему compliance, RCM- risk control matrix;
• whistle blowing system — систему обратной связи
• регулярно заказывайте спонтанную процедуру форензик, и тогда вы точно сможете преломить как локальную, так и мировую статистику фродов, сделайте так, чтоб у злоумышленников не осталось шансов.
С помощью инструмента форензик, пробуйте свой бизнес на вкус, тогда вы точно поймёте чего стоит он и ваша команда.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.