8 правил, как сделать воровство в вашей компании дорогим удовольствием

22 августа 2019, 13:00
Цей матеріал також доступний українською

Боремся с мошенниками

Мировая статистика говорит о 10−15% потери оборота компании вследствие недобросовестных действий третьих лиц. Украинская статистика говорит о более чем 30% потерь, понесённых в связи с фрод-фактором (ред. — мошенничество в сфере IT) в компаниях.

Видео дня

Что как правило находится под прицелом мошенников

1. В первую очередь — это активы компании:

• движимое имущество

• недвижимое имущество

• запасы компании

• cash в кассе

• объекты интеллектуальной собственности: тех. карты и рецептуры

• корпоративные права и т. д.

2. Далее — это незаконное искажение фин. отчётности для тех или иных целей. Введение в заблуждение акционера, как например во одном кейсе расследованием которого довелось заниматься, где Топ-менеджеры одной известной компании умудрились выплачивать royalty собственнику из кредитных средств.

Отсюда правило: если будучи собственником вы решили уйти из операционного контроля, вы:

а) Обязательно назначьте метрики, по которым вы будете сверять барометр успешности вашего бизнеса, сквозь призму различных KPI (ключевых показателей эффективности): grossmargine, EBITDA, net profit, retained earnings etc.

б) Назначьте внешнего незаангажированного человека либо аудиторскую компанию (обязательно с мировым брендом и репутацией, которым есть что терять), которые будут проверять реальность данных показателей во избежание кейса, где были взяты кредитные средства, с помощью которых выплачивались royalty акционеру, при том, что компания терпела реальные финансовые убытки. Собственник думал что у него все отлично и он может наслаждаться отдыхом. На самом деле финансовые данные надувались, а компания была фактически доведена до банкротства, доля рынка потеряна, а размер долгов — 10х к показателю EBITDA.

3. Это всякого рода kick-backs — откаты. Согласно Мировой статистике, в 90% мошеннических случаев фиксируются в закупках при покупке сырья где например сотрудник департамента закупок вступает в сговор с поставщиком сырья искуственно завышая закупочную цену в продажах. Коммерческий отдел — при продаже готовой продукции делает максимальный дисконт и компания осуществляет продажу своей продукции с чистым убытком. Первая и последняя манипуляции возможна, когда в компании нет четких прописанных политик закупок и продаж.

Как минимизировать такого рода случаи действий недобросовестных лиц

Выстраивайте максимальное количество анти-фрод барьеров, каждый из которых будет более дорогим чем предыдущий. При таком подходе, мошенничество со стороны злоумышленников станет финансово нецелесообразным.

Сделайте так, чтоб воровство в вашей компании было дорогим удовольствием путем внедрения следующих правил:

• автоматизируйте все процессы;

• дробите и диджитализируйте свой бизнес;

• распределяйте полномочия и обязанности между менеджерами;

• проводите ежегодно спонтанную процедуру форензик;

• осуществляйте процедуру тайного покупателя;

• выстраивайте системы внутренних контролей на своём предприятии: регламенты, политики, систему compliance, RCM- risk control matrix;

• whistle blowing system — систему обратной связи и т. д.;

• регулярно заказывайте спонтанную процедуру форензик, и тогда вы точно сможете преломить как локальную, так и мировую статистику фродов, сделайте так, чтоб у злоумышленников не осталось шансов.

С помощью инструмента форензик, пробуйте свой бизнес на вкус, тогда вы точно поймёте чего стоит он и ваша команда.


Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X