Как изменить Роттердам+
Я не возьмусь сейчас комментировать уголовные производства, которые есть по этому поводу. Но с экономической точки зрения она неправильная по той причине, что учитывает в наших тарифах цену угля, как уголь в Роттердаме, плюс 8,5 тыс. километров доставки из этого Роттердама мы оплачиваем в тарифах. Но на самом деле доставки из Роттердама нет.
Идет оплата этих 8,5 тыс. километров, но по факту этих расходов нет, потому что эти транспортировки не осуществляются. Это во-первых. Во-вторых, в Роттердаме, где определяется индекс API 2, уголь одного качества. Там содержание серы до 1% и оно менее экологически вредное. В Украине содержание серы в угле более 2%, а бывает и порядка 3%. То есть это уже уголь абсолютно другого качества, соответственно, совсем другой цены. Поэтому приравнивать по цене уголь худшего качества к углю гораздо лучшего качества – это неправильно.
Иногда формулу Роттердам+ сравнивают с формулой цены на газ. Но кроме вышеупомянутых факторов, на газ была введена рента: Укргаздобыча таким образом в этом году заплатит 25 млрд. грн. И последовательность была именно такова: сначала рента, а затем формула цены. На уголь никакой дополнительной ренты введено не было, сверхприбыль остается в компании (в большинстве это частные компании).
Соответственно, такая формула Роттердам+ приводит к переплатам. И с апреля прошлого года, с момента действия формулы, уже собрали около 18 млрд грн дополнительно через эту формулу, которые пошли на тепловую генерацию. При этом 75% тепловой генерации принадлежит компании ДТЭК Рината Ахметова. Еще работают Центрэнерго и Донбассэнерго.
Если же говорить о том, что следует изменить, то, конечно, формульная цена может быть. Но эта формула должна быть корректной. Если доставки из Роттердама нет, то и в тарифы она зачисляться не должна. Поэтому из этой формулы "Роттердам+" этот "+" нужно убрать. Это первое. И второе: если в угле содержание серы выше, тогда должна быть предоставлена скидка, цена должна быть ниже. Если бы формула была, как цена в Роттердаме и был какой-то дисконт на худшее качество, то тогда эта формула могла бы работать и к ней не было бы нареканий. По ней спокойно могли бы считать стоимость электроэнергии.
Если говорить о долгосрочном периоде, то нужно переходить к тому, когда цена устанавливается рынком. Но рынком устанавливается тогда, когда он действительно высококонкурентный. Очень часто есть желание все назвать рынком. Но если на рынке монополия, тогда никакой справедливой цены быть не может. На сегодняшний день в украинской энергетике на рынке есть монополия. И если либерализовать все цены, то конечно они не будут ни справедливыми, ни рыночными.
Чтобы рынок действительно был рынком, то его надо построить на высококонкурентных началах. А конкуренция – это двигатель прогресса, от нее выиграет конечный потребитель.
