Мертвая хватка государства. Почему суммы дивидендов госкомпаний нужно резко снизить

5 июля 2019, 08:30
Цей матеріал також доступний українською

Государственные предприятия в Украине используют как надежный источник пополнения госбюджета. Вместо этого они должны стать инструментом экономического роста.

Государственные предприятия в Украине считают рассадником коррупции. Это не совсем правда, ГП исправно перечисляют свои доходы в госбюджет: например, в 2018 году казна получила 31 млрд гривен дивидендов и 7,5 млрд гривен в качестве доли от чистой прибыли.

Видео дня

Кабмин хочет, чтобы доля перечислений госпредприятий в бюджете стала еще больше. Поэтому в апреле 2019 норматив отчислений госпредприятиями части прибыли в казну был вынужденно увеличен с 75% до 90%. В 2018 и в первой половине 2019 план сборов в госбюджет был недовыполнен на 10%, поэтому правительство вынуждено искать любые возможные источники наполнения казны.

По сути, стратегические для экономики Украины региональные филиалы УЗ, Администрация морских портов, аэропорт «Борисполь» и другие госкомпании остаются без собственных средств для развития. При этом правительство будет иметь активы стоимостью в несколько десятков миллиардов гривен, которые будут находиться в неопределенном состоянии. Например, национальное рейтинговое агентство IBI-Rating уже изменило со «стабильного» на «негативный» кредитный рейтинг аэропорта «Борисполь». А руководители самого «Борисполя» заявляют, что из-за повышения ставок отчисления дивидендов не смогут даже продолжить строительство паркингов и аэродромных перронов.

Впрочем, правительство может изменить свое поведение относительно госпредприятий и относиться к ним как к полноценным операторам рынка, способным развиваться, наращивать свой вес для экономики и создавать новые рабочие места. Сторонником такого рецепта является известный американский экономист Джозеф Стиглиц.

Тем более, что в Украине государство владеет не только заброшенными фермами, где остался буквально один директор и пара стульев, но и корпорациями, от стабильности которых зависят целые сектора экономики. И, по подсчетам Минэкономразвития, в 2017 удельный вес госпредприятий по активам в экономике Украины составлял 9,4%, а в январе-сентябре 2018 — 13,6%.

Поэтому вместо «выкачивания ресурсов» правительству следовало бы ввести для ГП своеобразные «налоговые каникулы», или хотя бы опустить для ГП норму отчислений в госбюджет хотя бы до уровня 40%, чтобы ГП имели достаточно ресурсов для собственного развития. Тем более, что подобные намерения в конце декабря 2018 озвучивал вице-премьер министр Степан Кубов.

Самую высокую долю государство удерживает в сфере поставок энергоресурсов — 36,2% в 2017 году и 37,6% за 9 месяцев 2018 года. Даже крупнейшим налогоплательщиком в 2018 году стала энергетическая госкорпорация «Нафтогаз Украины», в прошлом году отдавшая в казну 40,2 млрд грн, что на 73% больше, чем в 2017 году, а также — 29,5 млрд грн дивидендов, или 75% чистой прибыли 2017 года. Как мы все знаем, РФ может после 1 января 2020 перейти к «газовой блокаде» украинской «трубы». Поэтому лучше для всех, чтобы в этой ситуации «Нафтогаз» имел как можно больше денег для закупки «реверсного газа». Имеющейся кредитной линии в 500 млн евро от Всемирного банка может не хватить, поэтому, возможно, деньги на реверс газа придется брать из имеющихся доходов «Нафтогаза», вместо перевода дивидендов в казну.

Второй по величине долей государство владеет в сфере транспорта — 27,4% в 2017 году и 23,5% за 9 месяцев 2018 года. Возможно, этот показатель является заниженным, учитывая, что, например только одна государственная «Укрзализныця» вывозит 80% всех грузов и 50% всех пассажиров в Украине.

В июне прошлого года УЗ как акционерное общество впервые с 2015 года уплатило дивиденды государству. Правда, специальным решением Кабмина ставка отчисления была занижена до 30% чистой прибыли, или 33,16 млн грн (этого мало даже на один новый пассажирский вагон). Но в 2019 году налоговая нагрузка на УЗ вырастет на 25%, или до 24,78 млрд грн. Этих денег достаточно, чтобы обновить четверть парка пассажирских вагонов в 2000 единиц, или же полностью выполнить соглашение с «General Electric» и купить 225 новых и 75 модернизированных локомотивов. В принципе, менеджмент железнодорожного госмонополиста и так просит 7 миллиардов гривен дотаций из госбюджета для хотя бы минимального обновления подвижного состава. Но вместо прямых субсидий из казны логичнее будет снизить ставку отчисления дивидендов вместе, а также — налоговая нагрузка, чтобы УЗ смогла таки на деньги обновлять вагоны и локомотивы.

В случае с агросектором имеем интересный статистический эт. Минэкономразвития утверждает, что в 2017 году в целом доля государства в АПК составляла лишь 4%, хотя по результатам 9 месяцев 2017 года этот показатель составлял 55,7%, по результатам 9 месяцев 2018 — 60,2%. Этот факт можем объяснить сезонными особенностями агропроизводства: в частности, в I половине года производством продукции занимается только животноводство (где имеется значительное количество ГП), в то время как элеваторы разве что распродают остатки прошлогоднего урожая. Кроме этого, государственные зернотрейдеры в I полугодии фактически субсидируют фермеров, покупая зерно по форвардным сделкам.

В целом, тройка самых эффективных крупных аграрных госкомпаний выглядит так: ГП «Укрспирт» — 22 млн грн чистой прибыли в 2018 году, ГПЗКУ — 102 млн грн, ПАО «Аграрный фонд» — 147 млн грн (это предприятие фактически не имеет собственных элеваторов, поэтому должно дополнительно тратиться на хранение зерна на сторонних элеваторах). Для аграрных госкорпораций также было бы уместным, чтобы Кабмин максимально снизил долю чистой прибыли до отчисления: компании вроде «Аграрного фонда» имели бы больше свободных средств для развития своего бизнеса, а правительство смогло бы нарастить фактическое косвенное субсидирование фермеров, что нужно для проведения полевых работ.

Фактически, если правительство решится на снижение норм отчисления дивидендов ГП, то получит сразу несколько преимуществ. Капитализация госкорпораций вырастет, что стабилизирует работу газотранспортной системы, инфраструктуры и АПК, а также простимулирует рост экономики. Само правительство приобретет репутацию как эффективного менеджера государственной собственности, и сможет пользоваться плодами роста доходов населения.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X