Как "делят" ремонт дорог в Украине

14 августа 2017, 14:06
Одной из особенностей закупок дорожных ремонтных работ является разделение таких закупок на лоты – отдельные отрезки дороги

Что это значит? Сплошной участок дороги, подлежащей ремонту, делится на несколько отдельных небольших отрезков (1км, 2км, 10 км и т.д.). И для каждого из этих отрезков объявляется отдельный тендер.

Видео дня

Поэтому при подготовке к закупке ремонтных работ службы автомобильных дорог в областях (САД) должны решить важный вопрос: объявить одну закупку на весь объем работ или разделить соответствующий участок на несколько лотов и провести несколько тендеров?

Анализ закупок верификаторами CoST показал, что практика разделения закупки ремонта дороги на лоты является очень распространенной и имеет как положительные стороны, так и отрицательные.

Положительный аспект: это позволяет привлечь к тендерам большее количество участников из среднего и малого бизнеса в рамках соответствующего региона, имеющих собственные или арендованные мощности рядом, а также стимулировать таким образом развитие конкуренции.

Негативный аспект: разделение закупки на лоты делает ее неинтересной для крупных компаний, работающих на крупных дорожно-ремонтных проектах по всей территории Украины, поскольку перевозить асфальтный завод и оборудование к месту строительства/ремонта – экономически невыгодно (ведь речь идет о коротком участке в 2 -4 км).

Предлагаем рассмотреть эту проблему на конкретном примере.

В Полтавской области состоялась закупка работ по текущему среднему ремонту дороги М-22 Полтава – Александрия на участке км 32+000 - км 48+000, общая протяженность которой – 16 км. Согласно тендерной документации, эти 16 км были разделены на пять отдельных лотов: 3 лота по 4 км и 2 лота по 2 км.

Если мы посмотрим на эту закупку с точки зрения возможных преимуществ, а именно – максимального привлечения малого и среднего бизнеса, то результаты весьма интересны. Ведь победителем по всем 5-ти лотам стал ООО Ростдорстрой.

Важно также отметить, что стоимость текущего среднего ремонта в Украине на сегодня колеблется от 2,5 до 15 млн гривен за километр. Окончательная цифра, конечно, зависит от количества полос движения, их ширины и конструктивного решения ремонта. В нашем случае (ремонт дороги М-22) общая ожидаемая стоимость работ по всем лотам (16 км) составила 207,8 млн гривен. То есть достаточно много. Подчеркнем, что самая высокая ожидаемая стоимость 1 км была по лоту №2 и равна 14,175 млн гривен, а наименьшая – по лоту № 4 и составила 11,85 млн гривен. Следовательно, разница в ожидаемой стоимости за 1 км составляет 2,325 млн гривен, или 16% (и речь идет, напомним, о текущем среднем ремонте!), хотя дорога М-22 на этом участке имеет 2 техническую категорию, то есть площадь ремонтируемых участков одинакова.

А теперь посмотрим на показатель экономии в Prozorro, то есть на разницу между ожидаемой стоимостью и стоимостью, которую предложил победитель тендера. По всем 5-ти лотам такая экономия составила от 0,8% до 2.1% (всего лишь).

Верификаторы CoST обратили внимание и на другие особенности этой закупки также:

  • Разница между ценовым предложением победителя тендера – Ростдорстрой – и следующим ценовым предложением участника торгов максимально достигла всего лишь 0,5% (во всех 5 тендерах). Что может быть признаком предварительной договоренности участников.
  • Участие в торгах по каждому из 5 лотов брали всего 3 компании: Ростдорстрой, Дорлидер, ДРСУ-48. Что вызывает беспокойство и тоже наталкивает на мысль о предварительной договоренности участников.

Следовательно, в данном случае разделение участка на отдельные небольшие лоты ставит под сомнение заинтересованность заказчика в присутствии на украинском рынке крупных дорожно-строительных компаний, в том числе и иностранных, которые имеют значительные логистические затраты и большие первоначальные затраты на локализацию машин и механизмов.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X