Как будут учить специалистов рынка капитала

19 июня 2018, 09:00

Для всех на рынке капитала очевидно, что нынешняя система подготовки и аттестации себя уже изжила. Настало время диверсификации и узкой специализации при подготовке специалистов.

С конца прошлого года Комиссия в партнерстве с Ассоциацией инвестиционных профессионалов CFA Society Ukraine, которое представляет в Украине Институт CFA, а также при поддержке наших международных партнеров в лице Проекта USAID Трансформация финансового сектора приступила к реформированию системы подготовки и аттестации специалистов фондового рынка (более распространенный в мире термин – рынок капитала). Это важная часть реформы всего украинского рынка капитала. Потому что в основе рынка находятся, прежде всего, люди, и именно они являются носителями тех или иных традиций, принципов и правил. Поэтому так важно, чтобы участники рынка лучше понимали, что и как Комиссия планирует делать, какая логика и философия у этой реформы.

Видео дня

Для всех на этом рынке очевидно, что нынешняя система подготовки и аттестации себя уже изжила. К сожалению, по целому ряду вопросов эта система больше дискредитирует себя, чем реально помогает достичь тех целей, которые перед ней ставились. Одним из признаков «болезни» системы является запредельно высокий процент сдачи экзамена теми, кто проходит профессиональное обучение (pass rate).

Когда у тебя проходимость тестов 98%, это очевидно, что система не способна адекватно оценивать людей. Международный опыт показывает, что успешность сдачи экзаменов не может быть так высока. В США, например, этот показатель составляет - 86%, во Франции - 66%, а при прохождении первого уровня CFA - 42%.

С одной стороны, система технологически застряла в прошлом веке, она не использует какие-либо современные технологии. Экзаменационные тесты проводятся на бумаге, каких-либо вариантов дистанционного обучения не практикуется.

Отдельные учебные заведения пытаются идти в ногу со временем. В прошлом году одно из пяти аккредитованных для проведения профобучения заведений – Институт развития фондового рынка при КНЭУ - разработало IT и дало возможность всем желающим проходить тестирование в электронном виде, а не бумажном. Но насколько мне известно, только несколько человек выбрали для себя электронную форму тестирования.

С другой стороны, очень многие знания, которые сегодня проверяются на экзаменах, не используются на практике. Еще пять лет назад такого разрыва между теорией и практикой не существовало. Действительно то, что было в тестах, применялось в работе. Обучающие программы все больше теряют свой практический аспект, а рынок продолжает двигаться дальше.

Приведу пример. У нас сейчас существуют пять специализированных программ обучения и аттестации по видам деятельности: торговля ценными бумагами, организация торговли, депозитарная деятельность, клиринг, управление активами. Но уже очевидно, что внутри каждой специализации началась диверсификация специалистов по отдельным, еще более узким направлениям. Если говорить про торговцев ценными бумагами, то есть специалисты, которые заключают сделки (desk office), есть те, которые занимаются оформлением и сопровождением сделок (back office), а есть те, кто взаимодействует с клиентом. В нынешней системе сертификации это все «специалисты по торговле ценными бумагами». Но очевидно, что тот, кто работает на desk office часто не разбирается в работе back office. Таких специалистов нельзя просто поменять местами.

Плюс, очевидно, что требования к руководителю компании не должны быть идентичными требованиям к обычному специалисту. Руководитель должен отвечать за общее управление процессами, понимание принципов работы и законодательных рамок. А специалист обладает более узкими знаниями как проводить ту или иную операцию, как ее оформлять и т.д.

Настало время диверсификации и узкой специализации при подготовке специалистов. Конечно, какие-то вопросы можно унифицировать – например, back office торговца и back office депозитарного учреждения – их нет смысла отсоединять. Но руководителя точно нужно отсоединять от специалиста. А front office отсоединять от back office.

Пока сложно сказать, насколько узкими должны быть обучающие программы в будущем, сколько специализаций должно быть. Эти все вопросы еще изучаются. Но мы понимаем, что есть некая целевая модель, к которой мы со временем должны дойти. И в этой модели программ обучения должно быть больше чем пять, и они должны быть т.н. tailored (подогнанными под потребности рынка).

Кроме того, действующая система обучения оставляет без внимания огромнейший блок знаний, который, очевидно, должен быть и должен проверяться – это этика.

Конечно, у нас в стране применение этических стандартов в каких-либо областях не особо популярно. Часто выбор того или иного решения зависит от моральных качеств каждого индивидуума – от того, готов он или нет совершать те или иные операции, которые может и не нарушают законодательство, но в других странах были бы признаны не этичными. В экзаменационных тестах проверка таких знаний тоже не осуществляется. Но мировая практика доказывает, что этот компонент является актуальным для обеспечения эффективной системы сертификации специалистов рынка.

Проблема лежит также в том, что у нас на рынке нет качественных этических стандартов. Существуют формальные разработки СРО, но на практике они не применяются. Я не знаю ни одного случая, когда участник рынка имел дисциплинарные взыскания от СРО за несоблюдение этических стандартов.

Многие задаются вопросом почему регулятор занимается реформированием системы подготовки и аттестации специалистов? Но именно так и происходит в мире. Если в стране нет развитого саморегулирования на рынке, этим занимается регулятор.

В этом вопросе прослеживается закономерность – в странах, где слабое саморегулирование регулятор активно вовлечен в процессы подготовки и аттестации специалистов, а где наоборот сильное саморегулирование – регулятор меньше внимания уделяет этому вопросу. В Польше и Франции, например, это ответственность регулятора, а в США – это ответственность СРО.

С другой стороны, у нас в стране исторически регулятор уделял много внимания этим вопросам со времен становления рынка, благодаря тому, что еще первый состав Комиссии имел сильную преподавательскую и научную составляющую – Олег Мозговой, профессор КНЭУ, доктор экономических наук, Сергей Бирюк, доцент КНЭУ.

Сегодня Комиссия готова делегировать эти вопросы СРО, как только наши СРО будут хоть частично сопоставимы с функциональностью американской FINRA. Но пока этого не произошло, Комиссия продолжает быть драйвером этих процессов, и готова вовлекать в эти процессы всех заинтересованных лиц.

В частности, сейчас мы переходим к этапу массовых опросов участников рынка относительно наполнения новых обучающих программ. Эти опросы продлятся в июле-августе, и в результате мы определим разделы, которые будут рекомендованы для включения в учебные программы. Кроме того, мы включили в анкеты вопрос – считают ли участники рынка необходимым дифференцировать требования к руководителям компаний и к специалистам. Нам важно получить фидбэк по этому вопросу.

Мы просим СРО включиться в процесс анкетирования и пригласить своих членов принять в нем участие. Ведь на основе полученных ответов будут сформированы структуры новых учебных программ и тестов по каждому из профессиональных направлений. Поэтому чем больше мнений мы получим, тем более новые программы будут соответствовать реальным запросам рынкам.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X