ЮрХак №10. Все о валютных смягчениях
Хотя система валютного регулирования и валютного контроля достаточно жесткая, все же, начиная с нового года справедливо будет заметить, что регулятором, Национальным Банком Украины был внедрен ряд положительных изменений.
А именно: смягчено валютное законодательство в отдельных аспектах, о которых и пойдет речь далее в этой статье. Также стоит обратить внимание, что валютное законодательство претерпевает изменения постоянно, поэтому лицам, которых касаются аспекты валютного контроля, рекомендуется постоянно держать руку на пульсе таких изменений.
- 1. Введена возможность вывода иностранных инвестиций участниками в случае продажи доли/выхода участника.
Впервые за долгий период действия запретов на осуществление таких действий Постановлением НБУ №41 от 25 мая 2017 года введена возможность вывода иностранных инвестиций при соблюдении определенных условий.
В частности, разрешена покупка/перечисление иностранной валюты с целью возврата за границу средств, полученных иностранными инвесторами по операциям по продаже ценных бумаг, корпоративных прав, денежных средств, полученных в результате уменьшения уставных капиталов юридических лиц, выхода из хозяйственных обществ иностранных инвесторов, только в случае одновременного соблюдения следующих условий:
- покупку/перечисление иностранной валюты с этой целью осуществляет резидент [покупатель ценных бумаг/корпоративных прав; юридическое лицо, уставный капитал которого уменьшается/из которого выходит участник - иностранный инвестор; посредник (комиссионер, поверенный)] или иностранный инвестор;
- в течение календарного месяца лицо осуществляет покупку/перечисление иностранной валюты с этой целью в рамках общей суммы, которая не может превышать $5 млн (эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте).
- 2. Введена возможность возврата иностранным инвесторам дивидендов при соблюдении соответствующих требований.
Согласно Постановления НБУ №410 от 13 декабря 2016 года запрещена покупка, перечисление иностранной валюты с целью возврата за границу иностранному инвестору дивидендов.
Однако, этот запрет не распространяется на случаи покупки/перечисления иностранной валюты с целью возврата за границу дивидендов по корпоративным правам/акциями за 2014-2016 годы с 13 июня 2016 года в случае одновременного соблюдения следующих условий:
- покупку/перечисление иностранной валюты с целью возврата за границу дивидендов осуществляет эмитент корпоративных прав/акций, по которым выплачиваются дивиденды, или депозитарное учреждение, которое обслуживает счет в ценных бумагах иностранного инвестора, или непосредственно иностранный инвестор;
- в течение календарного месяца лицо, осуществляющее покупку/перечисление иностранной валюты с целью возврата за границу дивидендов в пределах общей суммы, не может превышать $5 млн (опять же, в эквиваленте).
Таким образом введена возможность возврата дивидендов участникам-нерезидентам, которая долгое время была запрещена.

- 3. Уменьшение объемов обязательной продажи поступлений в иностранной валюте.
По состоянию на сейчас, действует требование по обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины поступлений в иностранной валюте из-за границы в пользу юридических лиц, не являющихся уполномоченными банками, физическими лицами-предпринимателями, иностранными представительствами (кроме официальных представительств), на счета, открытые в уполномоченных банках для ведения совместной деятельности без создания юридического лица. А также поступлений в иностранной валюте на счета резидентов, открытые за пределами Украины на основании индивидуальных лицензий НБУ. Согласно Постановлению НБУ №30 от 4 апреля 2017 года теперь уровень обязательной продажи установлен на уровне 50% от поступлений в иностранной валюте.
Стоит отметить, что регулятор уже вводил смягчения в этой сфере, снизив такой порог с 75% до 60%. Надеемся, что такие смягчения продолжаться и далее.
Требование по обязательной продажи поступлений в иностранной валюте не распространяется на случаи оплаты уставного капитала.
- 4. Увеличены возможности приобретения наличных.
Согласно Постановлению НБУ №30 от 4 апреля 2017 года НБУ разрешил осуществлять операции по продаже наличной иностранной валюты или банковских металлов одному лицу в один операционный (рабочий) день в сумме, не превышающей в эквиваленте 150 тыс. грн в пределах одного банка/финансового учреждения (ранее такой предел составляла 12 тыс. грн).
Ограничения по сумме операции по продаже наличной иностранной валюты не распространяются на случай проведения такой операции банком с физическим лицом-резидентом при одновременном соблюдении следующих условий:
- физическое лицо покупает наличную иностранную валюту и использует ее исключительно для целей по выполнению собственных обязательств в иностранной валюте по кредитному договору, заключенному с уполномоченным банком-кредитором;
- банк осуществляет продажу наличной иностранной валюты в сумме, не превышающей объема обязательств в иностранной валюте физического лица-заемщика по кредитному договору. Банк обязан обеспечить контроль за неукоснительным соблюдением физическим лицом-заемщиком требования о целевом использовании купленной наличной иностранной валюты.
- 5. Увеличение суммы возможных операций для юридических лиц.
Согласно Постановлению Правления НБУ №51 от 8 июня 2017 года, НБУ также позволил осуществлять операции юридических лиц, которые осуществляются на основании индивидуальных лицензий НБУ на осуществление инвестиций за границу. Но при условии, что общая сумма операций в пределах одной индивидуальной лицензии в течение одного календарного года не превышает $2 млн (в эквиваленте по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному НБУ на дату перечисления).
До этого лимит общей суммы таких операций составлял $50 тыс. за один календарный месяц.
НБУ также установил различные требования для получения лицензий в зависимости от суммы инвестиции за границу. Если размер инвестиции менее $50 тыс. - будут действовать упрощенные требования к перечню документов для получения лицензии. Кроме заявления, достаточно будет предоставить несколько других документов в зависимости от вида инвестиции и типа инвестора (договор об осуществлении инвестиции, документы о регистрации объекта инвестиции и т. д.).
В то же время для инвестиций в сумме более $50 тыс. вводится развернутый перечень документов, который должен помочь Нацбанку предотвратить использование валютных лицензий для схемного оттока капитала. В частности, резидент должен дополнительно подтвердить экономический смысл операции, наличие у него прозрачных источников средств для ее проведения, предоставить развернутую информацию о конечных бенефициарах владельцах субъектов инвестиционной операции и т. д.
Напоминаю, что перечень действий, которые нуждаются в получении индивидуальных лицензий НБУ установлен в Декрете Кабинета министров Украины №15-93 от 19.02.1993 года. Наиболее распространенными случаями, когда необходимо получить лицензию НБУ, являются, перевод средств за границу и покупка валюты в отдельных случаях.
- 6. Введена возможность перевода средств за рубеж без ограничений для физических лиц и без подтверждения наличия определенной суммы на счетах для других лиц.
Постановлением Правления НБУ №44 от 30 мая 2017 года было отменено ряд ограничений, введенных ранее на валютном рынке. Так, указанным постановлением регулятор отменил полностью:
- запрет на покупку иностранной валюты резидентом (кроме физических лиц), который имеет на счетах собственные средства в иностранных валютах в сумме, превышающей $100 тыс. (в эквиваленте)
- ограничения для физических лиц на перевод денежных средств за пределы Украины для неторговых операций (ранее такие переводы были ограничены суммой 150 тыс. грн в месяц).
- 7. Смягчение лицензирования некоторых операций физических лиц и осуществление инвестиций за пределы Украины.
Постановлением НБУ №14 от 23 февраля 2017 года было разрешено:
- Размещение физическими лицами на зарубежных счетах средств в иностранной валюте с источником происхождения за пределами Украины (заработная плата, дивиденды, алименты и т.д.) не требует получения соответствующей индивидуальной лицензии НБУ;
- Осуществления физическими лицами инвестиций за границу за счет средств, находящихся за пределами Украины.
Таким образом, если физические лица используют для осуществления инвестиций за границу свои собственные средства, полученные и размещенные за рубежом, то индивидуальная лицензия на осуществление таких операций больше не нужна.
Стоит отметить, что физические лица, как и раньше, обязаны получать соответствующие индивидуальные лицензии НБУ для осуществления перевода средств из Украины с целью их инвестирования или размещения на зарубежных счетах.
Кроме этого вышеуказанные изменения не освобождают физических лиц от обязательства декларировать доходы и платить налоги за них в Украине.
В свете этих изменений также стоит отметить, что во избежание каких-либо недоразумений с государственными органами (в частности налоговыми), физическим лицам целесообразно документально декларировать подтверждение источников происхождения средств за рубежом (оплата услуг по гражданско-правовым договорам, стипендия, зарплата, алименты, подарки, наследство и т.д.), используемых для осуществления инвестиций.
- 8. Отменено правило 120 дней при проведении расчетов по экспортно-импортным операциям.
Постановлением НБУ от 25 мая 2017 года №41 отменено 120-дневное ограничение по срокам расчетов по экспортно-импортным операциям, которое содержалось в п.1 Постановления НБУ №410 от 13 декабря 2016 года. По состоянию на сейчас действуют статьи 1 и 2 Закона Украины О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте от 23.09.1994 г. №185/94-ВР:
- Выручка резидентов в иностранной валюте от экспорта продукции подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки вывозной грузовой таможенной декларации такой продукции экспортируется, а в случае экспорта работ, транспортных услуг - с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, оказание транспортных услуг. Превышение указанного срока требует заключения центральные ого органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере экономического развития;
- Импортные операции резидентов, осуществляемые на условиях отсрочки поставки, в случае, когда такая отсрочка превышает 180 календарных дней с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика продукции (работ, услуг), требуют заключения центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере экономического развития.
Стоит обратить внимание, что часть валютных ограничений, о которых стоит помнить все же остаются в силе, в частности следующие:
- Запрещено досрочно возвращать средства, полученные резидентами по договорам кредитов и займов в сроки иные, чем предусмотрено таким договорам.
Резидентам разрешается осуществлять погашение кредитов, займов (в том числе финансовой помощи) в иностранной валюте по договорам с нерезидентами (в том числе в случае заключения дополнительных соглашений к кредитным договорам/договорам займа, новации долга, возникшего из кредитных договоров/договоров займа, расторжение договоров) не ранее срока, предусмотренного договорами.
Для целей настоящего подпункта под сроком платежа по договору следует понимать конечную (наиболее отдаленную) дату, определенную условиями договора для своевременного выполнения такого платежа.
Указанное требование распространяется на случаи досрочного выполнения резидентом-заемщиком обязательств как по основной сумме кредита/займа, так и по другим платежам, установленным кредитным договором/договору займа (кроме случая, когда по договору меняется периодичность выплаты процентов с ежегодно на ежеквартально/ежемесячно или с ежеквартально на каждый месяц и/или срок выплаты процентов переносится не более чем на 180 дней).
Существует ряд исключений из этой нормы, все же позволяют досрочный возврат средств по договорам займа/кредита, но эти случаи являются, как правило, нетипичными для ежедневной хозяйственной деятельности юридических или физических лиц. Например, погашение кредитов/займов, предоставленных с участием международных финансовых организаций, членом которых является Украина, или международных финансовых организаций, по договорам с которыми Украина обязалась обеспечивать правовой режим, предоставляемый другим международным финансовым организациям, и тому подобное.
- Экспортные операции не снимаются с контроля путем зачета встречных требований.
Уполномоченные банки не могут снимать с контроля экспортные операции клиентов на основании документов о прекращении обязательств зачетом встречных однородных требований:
- в иностранной валюте 1-й группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов, утвержденного постановлением Правления НБУ от 04 февраля 1998 года № 34 (в редакции постановления Правления НБУ от 19 апреля 2016 № 269)/российских рублях (независимо от суммы операции);
- в других валютах (если общая сумма обязательств, которые прекращаются зачислением в рамках одного договора по экспорту товаров, превышающей в эквиваленте $500 тыс.).
Которые и отмечалось, НБУ постепенно либерализует меры валютного контроля. Стоит еще раз подчеркнуть, что такие изменения происходят постоянно, что может свидетельствовать о том, что нам стоит ожидать и дальнейшего смягчения валютного регулирования, которое требует отдельного внимания и соответствующего мониторинга.