Японские уроки для Украины
И еще больше того, чему нам стоит поучиться у Страны восходящего солнца. После 2 мировой войны Япония заново создает себя, и в голову приходит термин «redesign the country». Чем не пример для Украины?
«Японское экономическое чудо» состоялось благодаря хай-тек компаниях. При этом сегмент венчурных инвестиций на рынке достаточно мал по сравнению с мировыми лидерами, например, США. В Японии он составляет чуть более $1 миллиарда в год. Хотя Украину такой бы результат тоже порадовал – так в 2015 году общий годовой объем венчурных и прямых инвестиций в нашей стране составил $132 миллиона (согласно обзору Украинской ассоциации венчурного капитала и прямых инвестиций UVCA).
Но есть большое отличие Японии от Украины: основной инвестиционный фокус направлен на компании, ориентированные на локальный рынок, который достаточно большой. В то время как в Украине инвесторы заключают сделки только с теми компаниями, которые направлены на глобальный рынок, лучше даже, если уже есть первые продажи за пределами страны. Украинские компании чаще рассматривают внутренний рынок как «пробный» для откатки продукта получения первых клиентов.
В рамках поездки была проведена встреча с директором JVCA (Японская ассоциация венчурного капитала и прямых инвестиций). Он сказал, что только 5-6 фондов японских фондов смотрят за пределами страны. Также, по его словам (и это подтверждали многие), Япония хороша в хардверных технологиях, но слаба в софте.
Почему бы не использовать украинские технологии в японских разработках? Инвесторы Японии сфокусированы на технологиях будущего, таких как искусственный интеллект (AI), виртуальная и дополненная реальность (VR/AR), робототехника. Для Украины есть уникальная возможность заключить стратегическое партнерство, предлагая свой софт. И если в робототехнике нам, конечно же, далеко до Японии, то в проектах виртуальной и дополненной реальности уже есть много компаний и разработок и, я уверен, появится еще больше. Для этого нужно использовать все наши заделы в computer vision и других предметных областях. Это позволит украинским компаниям выходить на глобальные рынки и привлекать международных, в том числе, и японских, инвесторов.
Кстати, успешные примеры украино-японских ИТ-сделок уже есть. Так, в ноябре 2014 года японский гигант Rakuten купил компанию Slice (e-commerce платформа). Сумма сделки составила сотни миллионов долларов.
Какие же еще возможности для Украины и наших ИТ компаний?
Во-первых, это сектор агротек. С одной стороны, Украину принято считать аграрной страной, и у нас есть много стартапов на стыке, разрабатывающие технологии для улучшения результатов сельского хозяйства. Япония же, в свою очередь, сфокусирована на новых возможностях выращивания продуктов (nutrition and artificial created "new food" ) и новых технологиях в агросекторе.

Во-вторых, как я упоминал ранее, использование украинского софта в японских разработках. Например, в сфере IoT (интернет вещей). Это могут быть еще одни успешные примеры создания совместных компаний с международными, в данном случае японскими, партнерами.
Также украинские компании могут выйти на японский рынок через местный Kickstarter. Так японская платформа Kidibango предлагает в первую очередь помощь в локализации. Поэтому даже тем украинским компаниям, которые ранее успешно занимались краундфандингом в Америке, помогут заинтересовать продуктом именно местную аудиторию. А азиатский рынок очень интересен и перспективен, почему бы не попробовать?
Главное найти свою нишу и разработать модель, которой в Японии не было ранее. Это не так сложно, как кажется. Так недавно на японский рынок успешно вышел российский проект carprice.ru (аналог украинского e-tachki) - маркет плейс для оценки и продажи автомобилей.
Отдельные сегменты для совместных проектов и аутсорсинга, опять же, могут быть в области игр (gaming) или мультипликации (animation). Кому как не японцам «продавать» технологии, связанные с анимэ:-)
10 лет назад Япония определила 5 приоритетных направлений развития, среди которых была робототехника. И сейчас Япония на несколько шагов впереди всего мира в этом направлении. Так почему бы Украине не составить такой же список в ИТ сейчас? И внести туда, в первую очередь, проекты искусственного интеллекта. Особенно учитывая, что в скором будущем всё (в том числе и все гаджеты) будет управляться именно AI.
Но не только стартапам есть «о чем общаться» с японскими коллегами. Более крупные японские инвесторы инвестируют в международные фонды, например в Израильские и Американские. Последний фонд SoftBank в $100 млрд с саудами подтверждает это. Поэтому и мы может приглашать их инвестировать в украинские фонды и, в частности, в фонд фондов - один из проектов UVCA. Это станет катализатором роста украинского инвестиционного рынка, а общая сумма инвестиций (с учетом объединения с местным капиталом) достигнет полумиллиарда долларов. Вложения станут толчком для развития малого и среднего бизнеса в стране, и, как результат, стимулируют развитие всей экономики страны. И, вполне возможно, через пару лет уже японские предприниматели будут “ломать голову” над тем, как им стать партнерами украинских компаний или как выйти на украинский рынок.
В Украине люди привыкли обвинять в своих неудачах кризис, войну и другие внешние факторы. Японцы же учат смотреть на проблемы по-другому: использовать энергию противников против них самих. Этот принцип работает не только в айкидо, но и в бизнесе. Его же можно использовать против любых противников Украины, для того чтобы это стало толчком для редизайна или реинжиниринга страны. У страны должен появится новый уникальный, а главное успешный, облик. Но каким ему быть, это зависит от нас: чего мы хотим и какую страну мы строим. А главное, воспользуемся ли возможностями и опытом мировых лидеров.