Итоги реализации Плана BEPS 2017
В 2013 году Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) разработала План BEPS из 15 мер (Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting), направленный на борьбу с размытием налогооблагаемой базы и перемещению прибыли за границу.
С целью разрешения основных проблем BEPS государства присоединились к Минимальному стандарту BEPS (4 из 15 мер) и обязались выполнить основные минимальные требования. На сегодняшний день число участников достигло до 110 (в т. ч. Украина с 1 января 2017 года).
В 2017 году ОЭСР продолжила мониторинг за реализацией Плана BEPS, активно собирая и обрабатывая информацию о мировой налоговой сфере. Результатом таких действий является выпуск новых практических рекомендаций, которые постепенно внедряются странами-участницами. Среди предпринятых шагов ОЭСР следует выделить следующие.
Диджитализация
Сегодня рынок цифровых технологий стремительно развивается и существование здорового фискального климата необходимо для дальнейшего его прогресса. Проблема размытия налогооблагаемой базы также затронула и эту сферу, в следствие чего возникла дискуссия на уровне ОЭСР о месте взимания налогов. Ключевой тезис о том, что:
- налоги должны взиматься и уплачиваться не в той юрисдикции, в которой имеет место потребление услуг;
- необходимо достичь международного консенсуса по обстоятельствам, при которых поставки считаются фактом потребления в той или иной юрисдикции.
Вопросы налогообложения цифрового рынка также находятся на повестке дня в Еврокомиссии. Среди оглашенных краткосрочных инициатив, которые по ясным причинам привели к резонансному обсуждению и сопротивлению со стороны бизнеса, следует выделить следующие:
- введение уравнительного налога на оборот (а не на прибыль) цифровых компаний;
- введение налога у источника на цифровые транзакции (для операций с нерезидентами);
- введения сбора на доходы, полученные от предоставления цифровых услуг или осуществления рекламной деятельности.
Стоит отметить, что вначале декабря Министры финансов ЕС пришли к соглашению относительно внедрения более простых и эффективных правил по взиманию НДС для онлайн-бизнеса.
Борьба с вредоносными налоговыми режимами
В октябре ОЭСР выпустила новый отчет с промежуточными итогами борьбы с вредоносными налоговыми практиками. Так, в данное время объектами наблюдения являются 164 налоговых режима по всему миру. Ключевой мишенью выступает бизнес, получающий прибыль от финансовых и других видов услуг, а также от источников, связанных с объектами интеллектуальной собственности. С одной стороны, некоторые страны, с целью привлечения международных инвестиций, действительно могут предлагать инвесторам определенные налоговые преимущества. Но если посмотреть с другой с стороны, то подобные режимы могут быть сконструированы таким образом, что способствуют размытию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли зарубеж. Отсутствие требований по осуществлению значимой бизнес-деятельности (substance) является основным катализатором злоупотребления и фактором вредоносности режима. Усматривая в подобных налоговых режимах серьезную угрозу мировой экономике, ОЭСР продолжает активную борьбу с подобной практикой и устанавливает граничный срок - 30 июня 2021 год – для упразднения вредоносных налоговых режимов.
MLI Конвенция
В июле была подписана MLI Конвенция, которая вносит изменения в более чем 1100 Соглашений об избежании двойного налогообложения (далее - СОИДН). Основная цель MLI Конвенции – борьба с практикой злоупотребления положениями СОИДН. Так, предполагаемые изменения существенно ужесточают положения двусторонних налоговых соглашений и у бизнеса остается меньше возможностей для "маневров" с их применением на выгодных условиях. Конвенция также регулирует вопросы гибридных несоответствий (устранение двойного налогообложения), определения статуса постоянного представительства, улучшения механизмов разрешения налоговых споров.
В частности, наиболее значимыми для бизнеса положениями MLI Конвенции являются:
- Тест основной деятельности (Principal Purpose Test или PPT). Льготы по СОДИН не будут предоставлены бизнесу в отношении дохода или капитала, если на основании всех текущих фактов и обстоятельств будет доказано, что получение выгоды было одной из основных целей любого соглашения или сделки, которые в результате прямо или косвенно привели к выгоде. PPT по своей природе схожий с широкоприменимой мировой практикой General Anti-Avoidance Rule (доктрина деловой цели операций) и основывается на детальной оценке соглашений и транзакций субъектов. Тест применяется во всех случаях по умолчанию, если договаривающиеся страны не выбрали другой тест ограничения выгод (Simplified Limitation on Benefits Provision);
- Тест ограничение выгод. Льготы по СОИДН не будут предоставляться, если:
- акционером (бенефициаром) иностранной компании, претендующей на льготы, является нерезидент этой юрисдикции (резидент юрисдикции с источником происхождения выплачиваемых доходов);
- он владеет по крайней мере 50% акций этой иностранной компании в течении 183 на протяжении любых 12 месяцев.
Применимость этих тестов существенно усложнит работу бизнеса, особенно того, который исключительно преследует минимизацию налоговых обязательств. Хотя Украина еще не присоединилась к этой Конвенции, ее действие может оказать влияние на взаимоотношения между вторым и третьем уровнем (международным) корпоративной структуры.
Трансфертное ценообразование
Трансфертное ценообразование (далее - ТЦО) одна из наиболее развитых сфер деятельности ОЭСР. К 2017 году организация разработала весомый объём информации по подготовке документации по ТЦО. В текущем году дополнила его новыми практическими рекомендациями и примерами (руководство за июль 2017).
Обмен информацией
В сентябре произошел первый автоматический обмен информацией (CRS обмен), означающий падение занавеса банковской тайны. Однако данные о его результатах и качественных показателях пока отсутствуют. Скорее всего сегодня у зарубежных налоговых органов достаточно работы в связи с завершением годового налогового периода, поэтому полученная информация уже будет рассматриваться в следующем году.
В 2018 году в CRS обмен включится вторая группа стран из 54 участников, поэтому он будет набирать все больше и больше оборотов. Со своей стороны, ОЭСР издает значительное количество рекомендаций и разъяснений для усовершенствования информационного обмена, а также разработала платформу для сбора уведомлений о лазейках и слабых сторонах автоматического обмена.
Европейский Союз
Большинство членов Европейского Союза (далее – ЕС) являются двигателем прогресса в ОЭСР и выступают инициаторами нововведений. Сегодня в ЕС также происходит много изменений, необходимо учитывать в дальнейшем бизнес-планировании.
Борьба с "tax rulings" и другими антиконкурентными мерами
Еврокомиссия продолжает борьбу с незаконными "tax rulings" и в этот раз под удар попала компания Amazon. "Tax ruling" - это соглашение (разъяснение) между налогоплательщиком и уполномоченным органом государства о предоставлении субъекту бизнеса возможности платить налог по меньшей ставке, чем предусмотрено законом. Еврокомиссия установила, что компания Amazon получила от Люксембурга чрезмерное налоговое преимущество в виде сэкономленных €250 млн налоговых отчисленний и, как следствие, обязала их уплатить. По мнению Еврокомиссии, подобное решение властей Люксембурга является незаконным и противоречит европейским правилам государственной поддержки, то есть нарушает справедливую рыночную конкуренцию.
Также в данное время началось расследование в отношении "Британской налоговой схемы", предусматривающую налоговую льготу при групповом финансировании, и против международной компании IKEA. А в 2018 году компания Apple выплатит Ирландии €13 млрд недоплаченных налогов по решению в категории дел о предоставлении незаконных налоговых преимуществ.
Несмотря на то, что ведется борьба с налоговыми уклонениями гигантов бизнеса, эти разбирательства влияют на всю налоговую систему государств и заставляют последних быть осмотрительными в отношениях с налогоплательщиками.
Грядущие изменения налоговых правил
С 1 января 2019 года бизнес в Европе ожидают новые правила, предусмотренные Директивой 2016/1164 "О правилах предотвращения уклонения уплаты налогов" (Anti Tax Avoidance Directive), а именно:
- налогообложение контролируемых иностранных компаний (КИК);
- предотвращение гибридных несоответствий (двойное не/налогообложение);
- налогообложение активов при их перемещении;
- ограничение вычета процентов;
- общее правило о противодействии уклонению от уплаты налогов (противодействовать агрессивному налоговому планированию, когда другие правила не применяются).
Нововведения существенно усилят фискальные механизмы членов ЕС и минимизируют возможность оптимизации налоговых обязательств.
Что следует предпринять?
Учитывая быстротекущие процессы и меняющиеся тенденции, бизнесу крайне важно быть в тренде, своевременно и эффективно реагировать на изменения.
Следующие шаги могут улучшить текущую ситуацию:
- Необходимо осознать ключевой факт – бизнесу нужно меняться.
- То, что хорошо действовало вчера, маловероятно, что будет действовать завтра. Заручитесь поддержкой юристов, проанализируйте структуру бизнеса, выявите слабые стороны и усильте их.
- Рассматривайте альтернативы и не слишком экономьте. Помните, потраченный доллар может сохранить два.
- Наполните бизнес экономической сущностью: реальный офис, сайт, телефон, персонал, местный директор, счет в локальном банке, логичность и обоснованность операций, несение общехозяйственных затрат и коммерческих рисков.
Ясная, логичная и прозрачная структура поможет контролировать все бизнес-процессы, при необходимости привлечь инвестиции и укрепить позицию при проверке контролирующими органами.
В третьей части мы поговорим о важных тенденциях и фактах для бизнеса в Украине за 2017 год, а также о дальнейших перспективах.