Иллюзорное улучшение

8 августа 2018, 13:00

В конце июля Всемирный банк опубликовал Индекс логистической эффективности – 2018 (LPI), где Украина среди 167 стран мира занимает 69 позицию.

По сравнению с результатами предыдущего Индекса, который был опубликован в 2016 году, позиция в рейтинге нашей страны улучшилась на 11 пунктов, но действительно ли состоялись положительные изменения в отечественной логистике?

Видео дня

Дело в том, что LPI строится на оценках международных экспертов логистической отрасли, которые выставляют баллы каждой стране по 6 параметрам: таможня; инфраструктура; международные поставки; логистическая компетентность; трекинг товаров и своевременность доставки. Максимальная сумма – 5 баллов. Украина, обращаю внимание, набрала в этом году 2,83 балла, в то время как у лидера Индекса – Германии –4,19 баллов.

Именно тот факт, что выставляют баллы эксперты, у которых, в основном, узко-специализированный опыт сотрудничества со страной, например, они используют в своей деятельности исключительно инфраструктуру автологистики, но не знают, потому что не сталкивались, с проблемами железной дороги, накладывает на Индекс в целом определенный субъективный характер. И ярким подтверждением этого тезиса, к сожалению, является критическое состояние отечественной железной дороги, которой, напомню, перевозится, по разным оценкам, 60-80% грузов страны.

Сейчас отечественная железная дорога не только не соответствует запросам рынка и не может обеспечить бесперебойную своевременную доставку грузов, но и тормозит темпы роста экспорта страны в целом.

По данным исследования IMF group Ukraine, острый дефицит тяги Укрзализныци к 2022 году достигнет 35%, что станет причиной убытков для нашей экономики в размере 4,8% недопроизводства ВВП в год.

За 26 лет независимости Украины вагонный парк Укрзализныци уменьшился на 171 тыс. вагонов, взамен было закуплено лишь 25,5 тыс. новых вагонов, из них 15 тыс. полувагонов.

От недостатка вагонов на сегодня особенно страдают аграрии, ведь Укрзализныця не может удовлетворить около 20% от общего спроса компаний отрасли на зерновозы. В сутки железнодорожный монополист может предоставить около тысячи вагонов под погрузку, в то время как потребности рынка в пиковый период составляют около 6 тыс. единиц. Соответственно для обеспечения потребностей аграриев в перевалке зерна необходимо около 22 тысяч вагонов. Замечу, что в наличии в настоящее время в инвентарном парке Укрзализныци – около 11 тыс. зерновозов, а в частном около 4 тыс.

Как видим – ситуация патовая для аграриев. И если крупные экспортоориентированные агрохолдинги уже начали формировать собственные парки зерновозов, решая вопрос с доставкой зерна от поля к портам, то остальные сельхозпроизводители вынуждены перевозить зерно автомобилями, таким образом значительно повышая себестоимость зерновых.

К сожалению, если решение вопросов модернизации железнодорожной инфраструктуры, тяги и подвижного состава так и останется на сегодняшнем проектном уровне, наш бизнес и страна в целом будут только терять, и речь идет не только о доходах, но и об имидже страны.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X