Годовщина ProZorro в цифрах

12 апреля 2018, 09:00

Если для рядового гражданина нашей страны 1 апреля ассоциируется с днем смеха, то у закупщиков собственный праздник – вторая годовщина введения в действие закона О публичных закупках.

С 1 апреля 2016 государственные монополисты в обязательном порядке осуществляют свои закупки в электронной системе ProZorro, а с августа 2016 – все остальные госпредприятия и учреждения.

Видео дня

И сразу к ключевым цифрам. За два года функционирования в системе объявили, провели и отчитались о 1,79 млн закупок на сумму 1,28 трлн грн. Из них заявленная ​​экономия (разница между ожидаемой стоимостью и суммой заключенного договора) составила почти 46 млрд грн, что почти равно бюджету Киева на 2018 год.

А теперь зададим себе справедливый вопрос: о чем свидетельствуют эти цифры? Рядовой украинец может предположить, что такие показатели указывают на масштаб проекта. Хорошая мысль. Но даже для того, чтобы как-то обозначить подобную масштабность, так или иначе, нужно задать координаты и критерии для анализа. Мое предложение – взять за матрицу оценки деятельности системы ProZorro региональные показатели. Таким образом мы получим надежный инструмент для идентификации эффективности или неэффективности работы е-закупок в областях, а на основе полученных данных – и в Украине в целом.

Если мы посмотрим на карту закупок по регионам, то в глаза сразу бросается поразительный факт: на столицу приходится почти половина суммы всех закупок, проводимых в ProZorro. Это можно объяснить тем, что именно в Киеве и Киевской области расположены центральные органы власти и основные офисы крупнейших компаний страны. Поэтому говорить о том, что Киевская область способна представлять работу системы электронных закупок в целом по Украине – это значит совсем понимать ситуацию и переоценивать значение лидерских позиций столичного региона.

Кроме Киевской области, по объемам заказов лидируют промышленные регионы с городами-миллионниками Днепропетровская, Харьковская, Одесская и Львовская области. Именно в этих областях сосредоточены крупнейшие региональные бюджеты и крупнейшие в Украине государственные промышленные предприятия – эти два факта, бесспорно, являются взаимосвязанными.

Как ни странно, но эти же регионы находятся также в лидерах по экономии в денежном эквиваленте. Здесь приятно отличаются Львовская область, значительно больше экономящая на закупках, чем Харьковская и Одесская, хотя последние и больше тратят. Такие показатели можно объяснить развитой административной культурой региона и желанием местных властей эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами. То же самое касается Днепропетровской области, хотя уровень затрат здесь больше, чем во Львове.

Если же брать не денежный показатель, а количественный (т.е. число проведенных процедур в системе), то Киев и область здесь лидируют уже не так ощутимо. Интересная закономерность: Донецкая область, например, является третьей по количеству проведенных процедур в системе, но не входит в топ-5 по денежным показателям. Дело, опять же, в масштабах торгов – самые крупные из них объявляются именно в Киеве.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Еще одной интересной, но менее заметной закономерностью является то, что конкуренция на торгах больше там, где бюджетных средств реализуется меньше. Так, по среднему количеству предложений на торгах лидируют Полтавская, Ровенская и Закарпатская области и только дальше мы видим Одесскую и Харьковскую. Можем сделать вывод о том, что количество тендеров и их масштаб не связаны с уровнем конкуренции. Ведь, несмотря на декларируемые миллионные предложения для бизнеса, на государственных торгах наблюдается относительно небольшая конкуренция.

В то же время, именно показатель конкуренции является настоящим индикатором доверия бизнеса к государственным торгам. Чем больше бизнес доверяет государству – тем больше он принимает участие в госторгах.

Украинское пространство е-закупок находится еще на стадии становления и формирования. Однако, даже за два года деятельности, система ProZorro успела пережить многочисленные переформатирования и совершенствования: вносятся структурные изменения вследствие выявления определенных недоработок; закупщики непрерывно учатся и адаптируются и на фоне всех этих процессов, к системе постепенно привыкает бизнес. Поэтому есть все основания считать, что среднее количество участников будет расти, а с ним будет расти экономия, государственный и региональные бюджеты, а также количество проведенных процедур в системе и их масштаб. Самое главное, что путем автоматизации закупок наконец начался процесс развития пространства доверия между бизнесом и государством.

Показать ещё новости
Радіо NV
X