Годовщина ProZorro в цифрах
Если для рядового гражданина нашей страны 1 апреля ассоциируется с днем смеха, то у закупщиков собственный праздник – вторая годовщина введения в действие закона О публичных закупках.
С 1 апреля 2016 государственные монополисты в обязательном порядке осуществляют свои закупки в электронной системе ProZorro, а с августа 2016 – все остальные госпредприятия и учреждения.
И сразу к ключевым цифрам. За два года функционирования в системе объявили, провели и отчитались о 1,79 млн закупок на сумму 1,28 трлн грн. Из них заявленная экономия (разница между ожидаемой стоимостью и суммой заключенного договора) составила почти 46 млрд грн, что почти равно бюджету Киева на 2018 год.
А теперь зададим себе справедливый вопрос: о чем свидетельствуют эти цифры? Рядовой украинец может предположить, что такие показатели указывают на масштаб проекта. Хорошая мысль. Но даже для того, чтобы как-то обозначить подобную масштабность, так или иначе, нужно задать координаты и критерии для анализа. Мое предложение – взять за матрицу оценки деятельности системы ProZorro региональные показатели. Таким образом мы получим надежный инструмент для идентификации эффективности или неэффективности работы е-закупок в областях, а на основе полученных данных – и в Украине в целом.

Если мы посмотрим на карту закупок по регионам, то в глаза сразу бросается поразительный факт: на столицу приходится почти половина суммы всех закупок, проводимых в ProZorro. Это можно объяснить тем, что именно в Киеве и Киевской области расположены центральные органы власти и основные офисы крупнейших компаний страны. Поэтому говорить о том, что Киевская область способна представлять работу системы электронных закупок в целом по Украине – это значит совсем понимать ситуацию и переоценивать значение лидерских позиций столичного региона.

Кроме Киевской области, по объемам заказов лидируют промышленные регионы с городами-миллионниками Днепропетровская, Харьковская, Одесская и Львовская области. Именно в этих областях сосредоточены крупнейшие региональные бюджеты и крупнейшие в Украине государственные промышленные предприятия – эти два факта, бесспорно, являются взаимосвязанными.

Как ни странно, но эти же регионы находятся также в лидерах по экономии в денежном эквиваленте. Здесь приятно отличаются Львовская область, значительно больше экономящая на закупках, чем Харьковская и Одесская, хотя последние и больше тратят. Такие показатели можно объяснить развитой административной культурой региона и желанием местных властей эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами. То же самое касается Днепропетровской области, хотя уровень затрат здесь больше, чем во Львове.

Если же брать не денежный показатель, а количественный (т.е. число проведенных процедур в системе), то Киев и область здесь лидируют уже не так ощутимо. Интересная закономерность: Донецкая область, например, является третьей по количеству проведенных процедур в системе, но не входит в топ-5 по денежным показателям. Дело, опять же, в масштабах торгов – самые крупные из них объявляются именно в Киеве.


Еще одной интересной, но менее заметной закономерностью является то, что конкуренция на торгах больше там, где бюджетных средств реализуется меньше. Так, по среднему количеству предложений на торгах лидируют Полтавская, Ровенская и Закарпатская области и только дальше мы видим Одесскую и Харьковскую. Можем сделать вывод о том, что количество тендеров и их масштаб не связаны с уровнем конкуренции. Ведь, несмотря на декларируемые миллионные предложения для бизнеса, на государственных торгах наблюдается относительно небольшая конкуренция.
В то же время, именно показатель конкуренции является настоящим индикатором доверия бизнеса к государственным торгам. Чем больше бизнес доверяет государству – тем больше он принимает участие в госторгах.

Украинское пространство е-закупок находится еще на стадии становления и формирования. Однако, даже за два года деятельности, система ProZorro успела пережить многочисленные переформатирования и совершенствования: вносятся структурные изменения вследствие выявления определенных недоработок; закупщики непрерывно учатся и адаптируются и на фоне всех этих процессов, к системе постепенно привыкает бизнес. Поэтому есть все основания считать, что среднее количество участников будет расти, а с ним будет расти экономия, государственный и региональные бюджеты, а также количество проведенных процедур в системе и их масштаб. Самое главное, что путем автоматизации закупок наконец начался процесс развития пространства доверия между бизнесом и государством.