Глупость и рейтинг
Власти страны, несмотря на неоднократные предупреждения экспертов, пытаются делать вид, что продвижение страны в Doing Business от Всемирного банка может служить гарантией привлечения инвестиций в ее экономику, хотя это не так.
Уважаемый инструмент коммуникаций
Doing Business был создан Всемирным банком не для того, чтобы его использовали как бенчмарк, а прежде всего для разъяснения правительствам развивающихся стран, что такое хороший бизнес-климат, а что такое плохой. Рейтинг построен на расчете средних величин, как и любой табличный продукт, основанный на публичной информации. Это означает, что реальное оценочное значение рейтинга определяется местом в таблице, но если это место отличается на 5-6 позиций, то это совсем не означает, что у того, кто выше нас, бизнес-климат лучше и инвестиции к нему текут рекой.
Если взять скромное 80-е место Украины, то обогнали нас: Сан-Марино, Китай, Тунис, Мальта, Кыргыстан, ЮАР, Бутан и Ботсвана. Первые же позиции в рейтинге заняли Новая Зеландия, Сингапур и Дания. Так вот, разница в бизнес-климате между Ботсваной и Данией колоссальна, а вот между Ботсваной и Украиной - практически не ощутима. На практике это означает, что для существенного прогресса Украине нужно двигаться в рейтинге Doing Business не на 2-3 позиции вверх, а на 20-30 позиций. Вместо этого наша страна умудрилась ухудшить свои позиции по следующим параметрам:
- решение проблем с неплатежеспособностью - с 141-го до 150-го места;
- международная торговля - с 109-го до 115-го места;
- регистрация собственности - с 61-го до 63-го места,
- доступ к получению кредитов - с 19-го до 20-го места.
Конкретными делами прославиться нельзя?
Я бы рекомендовал, наверное, уже в третий раз, правительству и Администрации президента Украины сменить пластинку и не использовать Doing Business как единственный бенчмарк, навязывая электорату +2-3 позиции как данные о значительных достижениях. Этот рейтинг совсем не гарантирует привлечения инвестиций в страну, это лишь методические ориентиры для правительств, как сделать свой рынок интереснее для инвесторов, однако иногда инвесторам интересно совсем другое.
Обратите внимание, что в рейтинге 2017 года мы отстаем от Китая всего лишь на две позиции. Однако в КНР присутствует, наверное, 60% из ТОП-100 крупнейших компаний мира. Это широчайший рынок сбыта для большинства глобальных брендов и огромный полигон для промышленников всех отраслей. По инвестиционному потенциалу мы даже рядом не стоим с Китаем, хотя рейтинг показывает другое. Такое бывает, когда рейтинг построен на теоретических факторах или не учитывает какой-то важной особенности, на которую смотрят инвесторы, например, широта рынка сбыта.
Если внимательно ознакомиться с методикой рейтинга, то видно, что Всемирный банк никогда и не ставил перед собой такой цели. Рейтинг не отвечает на вопрос: куда выгоднее вкладывать средства. Рейтинг отвечает на вопрос - что нужно сделать, чтобы было легче вести бизнес. Но на практике так бывает, что сделано все хорошо, а инвестиций нет. Например, страна удалена от потенциальных рынков сбыта, или есть иные проблемы. Поэтому если кто-то в высоких кабинетах представляет себе, что инвестменеджер корпорации DELL или General Electrics использует рейтинг Всемирного банка для того, чтобы определить, где лучше разместить производство, то это совсем не так.
