Европейский курс или ограничение конкуренции

28 марта 2018, 09:00

В Украине предлагается сократить количество универсальных услуг почтовой связи – тех, что сейчас доступны широким слоям населения благодаря их невысокому, установленному государством тарифу.

Например, из этого перечня может исчезнуть посылка и подавляющее большинство писем, пока пересылающихся в стране. Отправить их потребители смогут, но, очевидно, по более высокой цене, поскольку назначенный оператор (Укрпочта) сможет самостоятельно устанавливать тарифы на пересылку всех посылок и писем, весящих 50 граммов и более.

Видео дня

Подобные новации прописаны в законопроекте О внесении изменений в Закон Украины О почтовой связи. Сейчас этот проект закона размещен на сайте Министерства инфраструктуры Украины и проходит публичное обсуждение.

Беспокоит то, что такая ситуация значительно усложнит доступ к услугам почтовой связи жителям небольших населенных пунктов. Повышение стоимости пересылки писем почувствуют не только физические лица, но и учреждения, пересылающие много корреспонденции, к примеру, банки, страховые компании, органы государственной власти, ведущие переписку с гражданами и бизнесом, что повлечет за собой увеличение расходов бюджета на услуги почтовой связи.

Парадоксально, что потребность в очередной редакции законопроекта объясняется приведением национального законодательства в соответствие требованиям Директивы Европарламента и Совета ЕС от 15.12.1997 года об общих правилах развития внутреннего рынка почтовых услуг Сообщества, а ряд его положений прямо ей противоречат. Параллельно обеспечивается монополия Укрпочты на все универсальные услуги почтовой связи; в государстве допускается существование только одного назначенного оператора, тогда как Евродиректива их количество не ограничивает и требований относительно формы его собственности не выдвигает.

Противоречит Директиве и то, что законопроект не требует от назначенного оператора учесть отдельно расходы и доходы от оказания универсальных услуг. Однако, по Евродирективе госоператор должен проходить независимый финансовый аудит и публиковать его отчет. На практике Укрпочта не один год публично заявляет об убытках от предоставления универсальных услуг почтовой связи, но ни одного доказательства – заключения аудитора, отчета и т.д., который подтвердил бы факт убытков и их размер, для ознакомления не предоставляет.

Еще одна угроза законопроекта – субъективизм: всех операторов почтовой связи обязывают подавать отчетность регулятору без раскрытия требований к ней. По сути, отсутствие четких требований – это карт-бланш чиновникам, которые будут оценивать отчетность по своему усмотрению, и дополнительное поле для коррупции.

Положения законопроекта значительно расширяют регуляторные полномочия НКРС, ​​зарегулируют отрасль и усиливают административное давление на бизнес. Согласно законопроекту без включения в Реестр операторы почтовой связи не смогут вести хозяйственную деятельность. Включение в Реестр происходит по результатам рассмотрения сообщения о начале деятельности. Вроде все просто. В то же время, "фишка" для чиновника в том, что до того момента, как уполномоченное должностное лицо НКРСИ устроит форма и содержание поданного уведомления о начале деятельности, может произойти изъятие всей прибыли в доход государства. Предложенный законопроектом механизм не только создает возможность для коррупции, но и противоречит законодательству Украины о документах разрешительного характера. Таким образом законопроект предлагает установить скрытое лицензирование, отмененное пять лет назад. По моему убеждению, внесение оператора в Реестр должно осуществляться исключительно в информационных целях, а отсутствие в нем не должно нести карательной нагрузки.

Законопроект предлагает удивительную конструкцию закрепления прав и обязанностей участников административных правоотношений в сфере почтовой связи: правами наделяется НКРСИ, а обязанности закрепляются в отношении участников рынка. При этом контролирующие и надзорные полномочия регулятора значительно и необоснованно расширяются. Так, предлагается установить процедуру надзора за операторами почтовой связи, не противоречащую закону Украины Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, хотя государством и его высшими должностными лицами декларируется общий курс на либерализацию ведения бизнеса. Кроме того, НКРСИ наделяется полномочиями самостоятельно инициировать проверку оператора почтовой связи, мотивируя свои действия тем, что предоставленные оператором на предыдущий запрос объяснения недостаточны и/или непонятны.

В подавляющем большинстве стран мира контроль осуществляется только над предоставлением универсальных услуг почтовой связи. В Украине тоже нет оснований для введения государственного надзора за всеми услугами почтовой связи.

Становление рынка почтовых и курьерских услуг, появление новых операторов доставки происходили без всякого участия и помощи со стороны НКРСИ или других государственных органов. Эта отрасль последние годы развивалась в довольно либеральной и благоприятной с точки зрения государственного регулирования, среде.

Появление частных операторов дало толчок системным изменениям в деятельности национального оператора почтовой связи. В условиях конкуренции происходит повышение доступности услуг, появляются новые сервисы. Украинские операторы начали выходить на международные рынки доставки. Параллельно с развитием рынка услуг почтовой связи развиваются и смежные рынки, в частности, Интернет-торговля.

Теперь же, когда рынок начал генерировать доходы, постоянно растет, происходит попытка зарегулировать его. Законодательные инициативы направлены на то, чтобы предоставить чиновникам право решать, разрешать ли почтовому оператору работать, вносить информацию о нем в Реестр, а также на то, чтобы ввести специальные правила надзора над операторами. Поэтому несколько циничной выглядит попытка связать необходимость принятия законопроекта в предложенной редакции с выполнением Евродирективы.

Вообще же существенные изменения в законодательство, касающиеся бизнеса, долджны готовиться вместе с ним, учитывая мнение участников рынка, а не кулуарно, только при участии чиновников.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X