Является ли RAB-регулирование панацеей

9 февраля 2018, 20:20

В мире существуют три системы ценообразования: "затраты+", RAB-тариф и комбинация из двух систем. Ни одна из этих систем не является панацеей сама по себе.

Все зависит от того, какая система управления действует, что она делает, и на каких условиях вводится тарифообразование. При определенных макроэкономических условиях система RAB-тарифов с сильным функционирующим независимым регулятором дает стимулы к экономии и инвестициям.

Видео дня

На RAB-тарифы влияет множество параметров. Например, макроэкономическая стабильность. Особенно если в стране инфляция более 10% и учетная ставка на уровне 14-16%, это может быть проблемой. В таких условиях вопрос, какая система лучше, какую систему стоит вводить. В каждой европейской стране тарифное регулирование отличается между собой. Практически ни одна европейская страна не повторяет точно опыт другой страны.

В Украине есть очевидная проблема – это неэффективное использование тарифных денег. Закупки массово происходят по завышенным ценам и переплаты составляют от 20 до 50%. При слабом регуляторе, который де-факто является зависимым, абсолютно та же история может происходить и при RAB-тарифах.

Можно говорить, что активы облэнерго изношены на 60-70%. Возможно, это правда по некоторым компаниям. Тогда у меня возникает вопрос: если активы настолько изношены и нуждаются в модернизации, почему компании используют закупки с завышением цен на 50% или 30%?

Как такое может быть, что облэнерго надо инвестировать в изношенные сети, а происходят закупки с такой дельтой завышения. А почему тогда не может происходить такое, когда будет принято новое повышение тарифов? Не вижу никаких оснований, чтобы этого не происходило.

Мы прекрасный пример. В Украине действует система "Роттердам+" на уголь,. О ней также рассказывали, как о благе для шахтеров и угольной отрасли, что страна лишится проблем с углем.

В результате тарифы выросли более 100%, а осенью прошлого года угля на складах было вдвое меньше, чем осенью 2016 года. Результат прогнозируемый – нету ни угля, ни повышения зарплат для шахтеров и дотации из бюджета не исчезли. Потому что не было никакого контроля за использованием денег. В нынешних условиях давать деньги без контроля – это точно понимать, что они будут выведены на сторону.

При таких условиях нельзя давать компаниям огромный объем денег, новые инвестпрограммы и новые прибыли, когда не налажен контроль за эффективным использованием средств. Если в будущем компании показывают эффективное использование тарифных средств, а не вымывание денег на сторону, тогда можно постепенно поднимать показатели доходности RAB-тарифа.

Есть практика из прошлого. Суммарно тарифы для населения у нас выросли на 280% в пять этапов. С 1 января 2016 тарифы облэнерго выросли примерно на 50%. Расходы на этот рост тарифов были собраны с населения и должны были иметь жесткое целевое назначение. Должны быть экономические показатели эффективного использования этих средств. Де-факто деньги просто тают и пропали.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Инвестпрограммы нужно контролировать, иначе можно закупать золотые унитазы, оборудование, которое не нужно или закуплено по завышенной цене. Все это будет происходить даже при введении RAB-тарифа. Везде в Европе существует контроль таких вещей.

Или выстроенный независимый механизм контроля за качеством? Владеет ли таким регулятором государство? Потому что на вопросы, связанные с углем, регулятор дает единственный ответ: а это не наше дело, мы этого не можем проконтролировать, это частные компании. При такой институциональный несостоятельности регулятора и при таких параметрах RAB-тарифов это будет просто масштабный сбор средств, некоторые очень хорошо заработают. Система не изменится кардинально к лучшему.

Имеет ли право потребитель требовать лучшее качество после такого роста тарифов? Это же десятки миллиардов гривен. И какое у нас качество услуг стало лучше? Никакое. Куда пошли эти деньги? Сейчас идет речь о новом повышении тарифов. И этот цикл у нас продолжается уже n-ное количество раз. Постоянно новое повышение тарифов – это реформа.

На сегодняшний день прибыль облэнерго состоит из разных статтей. Если вы думаете, что сегодня облэнерго работает себе в убыток, то это очень ошибочное мнение. Потому что иначе никто бы их на приватизации не покупал и не было бы таких серьезных рейдерских войн за захват этих облэнерго. Достаточно посмотреть, кто является владельцами украинских облэнерго.

Поэтому RAB-тариф можно вводить, но он должен быть основанный на минимальных показателях доходности. И только тогда, когда будет видно, что тарифные средства используются действительно с пользой для сетевых систем, с понижением показателя SAIDI, с улучшением качества подачи электроэнергии, тогда можно будет постепенно увеличивать параметры для дальнейшего улучшения сетей дистрибьюторских компаний.

В 2013 году было предложено значительно лучшую методику расчета. Предлагали на новую базу активов, начислять норму доходности на несколько процентов больше учетной ставки НБУ, правильно. На старые активы была предложена норма доходности с поричним увеличением от 0 до 3%, при условии инвестирования средств в производство.

По моему мнению, нужно вернуться к модели RAB-тарифа 2013 года, как было предложено тогдашней комиссией НРКЭ, и с этого начинать жить. Тем более, что сейчас ситуация с экономикой хуже, чем была в 2013 году, и потребители не в лучшем финансовом состоянии. Поэтому улучшать или увеличивать тарифную нагрузку по сравнению с 2013 годом неуместно, по моему мнению.

При таких условиях 3%, я считаю, многовато. Я считаю, что 1% – это было бы нормально. А на новые активы – это учетная ставка, плюс 1,5%. На сегодняшний день это было бы 17,5%. На новые активы не жалко. Пожалуйста, инвестируйте, зарабатывайте. Это должен быть ваш прозрачный бизнес, чтобы они и кредиты брали, и акционеры могли зарабатывать после того, как они проинвестировали свои живые деньги.

В данном случае RAB-тариф, который предлагается, с доходностью в 12,5%, переоценкой активов и изменением методики их переоценки, увеличивает стоимость этих активов в несколько раз. Если раньше компания оценивалась в 5 млрд, то теперь она переоценивается в 8 млрд. Просто в связи с изменением методики переоценки. Конечно, предложенная версия RAB-тарификации приведет к существенному росту тарифов.

Перед выборами вряд ли будут повышать тариф для населения, как правило переведут это на промышленность и бизнес. При предложенной методике RAB-тарифа повышение тарифов для бизнеса может составить 20-30%.

Не нужно думать, что RAB-регулирование это чудо, которое сразу все исправит. Это просто методика расчета, которая может быть использована в лучшую или в худшую сторону. Именно предложенная на сегодня методология расчета тарифа по таким показателям заслуживает критики и не имеет права на существование.

Модель тарификации 2013 также приведет к повышению тарифа, но рост был бы минимальным, умеренным. Можно было бы смотреть, как модель работает, что в ней нужно изменить, и постепенно добавлять большую норму доходности и привлекать больше компаний под это стимулирующее тарифообразование.

Показать ещё новости
Радіо NV
X