Есть ли будущее у Made in Ukraine

13 июня 2017, 15:27
Всплеск рождаемости брендов одежды с украинскими корнями является новым трендом для отечественного и зарубежного fashion-ритейла. Еще три года назад такая заинтересованность казалась маловероятной

Крупные промышленные объединения работали и продолжают работать преимущественно по экспортно-валютными операциям с «давальческим» сырьем. Имея в своем распоряжении производственные мощности, оборудование, персонал, дизайнеров и главное - опыт работы с моделями одежды мировых брендов, предприниматели экспериментировали с собственными торговыми марками. Дальнейший экономический спад 2014 года скорректировал планы развития в сторону сбережения ресурсов. Смежные убыточные направления были закрыты. На рынке остались лишь единицы со своим кругом лояльных клиентов.

Видео дня

Казалось, рынок украинской одежды свернулся, так и не успев прочно встать на ноги. Однако, там, где предприятия понесли убытки, небольшие компании с меньшими амортизационными расходами и более гибкие к изменениям сумели воспользоваться заинтересованностью на внутреннем рынке ко всему, что несет на себе государственную символику, этнографические мотивы, является Made in Ukraine. Открылись многочисленные ателье с небольшим штатом сотрудников, определенным модельным рядом и одним, или, в лучшем случае, тремя каналами дистрибуции. За два года бизнес ателье вырос из мелкого до среднего. А что дальше, есть ли у Made in Ukraine будущее?

На внутреннем рынке только начала меняться культура потребления. В ритейле со значительным преимуществом доминирует импортная одежда международных брендов и second-hand. Покупатели готовы голосовать кошельками за отечественного производителя, когда цена вопроса не является слишком высокой. В противном случае предпочтение отдают узнаваемым западным брендам одежды. Для покупателя на первом месте стоят факторы: узнаваемость, цена, многообразие выбора, качество и удобный крой. Недаром говорят: «Главное, чтобы костюмчик сидел».

Сравнивая доли рынка, приходишь к выводу, что рано говорить об устойчивом спросе на одежду украинских производителей. Скорее, это мода под влиянием общего интереса ко всему украинскому на фоне трагических событий на востоке. А мода, как известно - изменчива.

Укрепить позиции отечественного производителя одежды, сделать его более доступным поможет внедрение государственных программ поддержки. Такие программы должны быть направлены на удешевление финансовых ресурсов, привлечение кадров на производство, снижение пошлин на ввоз сырья, швейного оборудования, которое не производится в Украине.

В условиях развития отечественной сырьевой базы тканей и фурнитуры отпадет необходимость их импортировать из Турции, Китая, Пакистана, Италии и переплачивать на налогах. Готовая продукция, во-первых, будет дешевле, а значит, и доступнее для широкого круга потребителей. Во-вторых, одежда будет на 100% украинской. Это означает, что она будет иметь сертификат EUR.1, а следовательно, и льготные условия экспорта.

Ожидается более сознательная поддержка государства в привлечении кадров на предприятия. По поручению Кабмина планируется увеличение госзаказа для лицеев, поскольку в стране не хватает специалистов рабочих профессий. Государство готово финансировать подготовку ученика в лицее в течение двух лет. Для сравнения, подготовка специалиста на предприятии длится три месяца. За это время он получает практические знания и навыки работы на всех видах швейных машин и специальном оборудовании. Молодой специалист видит все производство - от раскроя до упаковки готовой продукции.

Существенным минусом остается отсутствие финансовой мотивации для ученика. Приходя на производственную практику, молодые специалисты получают минимальный уровень оплаты, так называемые «ученические». За счет дотаций ситуацию можно исправить. Получая достойную оплату труда в период обучения, есть надежда, что молодой специалист останется на предприятии.

И в завершение, возможно, я кого-то разочарую, но, зарегистрировать торговую марку и открыть шоу-рум с тремя моделями одежды, это еще не значит построить успешный бренд. Нужны дешевые кредитные ресурсы, конструкторская база, налаженное производство, наконец - реклама.

Отовсюду преобладает реклама импортной одежды. И это еще один вызов, которому отечественные производители одежды должны противостоять самостоятельно, без государственной поддержки, в условиях свободной конкуренции, свободного рынка.

По поводу будущего могу сделать осторожное предположение. Если по качеству отечественная одежда не уступает импорту, ведь она производится на тех же фабриках в Черниговской, Киевской, Львовской, Ивано-Франковской и других областях, то с точки зрения маркетинговых усилий, преодолеть отметку в 30% на внутреннем рынке украинским брендам будет сложно. Тем более, что открылись границы и те, кому по карману туры «выходного дня», могут покупать одежду непосредственно в брендовых магазинах стран ЕС, где она стоит дешевле, чем в Украине.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X