Если вам нечего сказать о PayPal
Позиция компании в отношении Украины остается неизменной, несмотря на наши периодические контакты. Последняя существенная итерация по PayPal произошла в апреле этого года, когда мне удалось передать письмо с просьбой о помощи в решении этого вопроса президенту Петру Порошенко. Это было короткое письмо, описывающее проблему и содержащее просьбу о помощи в виде практических шагов. Идея заключалась в том, чтобы через это письмо попросить президента содействовать интеграции компании в страну силой своего авторитета, связей и возможностей. Примером этому послужил уникальнейший исторический момент, произошедший в конце марта 2016 года. Дэн Шульман (Daniel H. Schulman), CEO PayPal, прилетевший в Гавану вместе с президентом США, сообщил, что PayPal запустит свои сервисы на Кубе через свою дочку Xoom до конца текущего года. Ежегодно из США на Кубу отправляют более $2 млрд в виде почтовых переводов. По самым скромным подсчетам в Украину, благодаря нашим заробитчанам, поступает от $3 до $5 млрд в год – через системы Western Union и MoneyGram. По оценке того же Нацбанка (НБУ). И еще столько же наличными.
Вот поэтому я написал президенту Порошенко. И даже вызвал тем самым некоторое оживление в Администрации президента (АП) - Дмитрием Шимкивым, заместителем главы АП, был предпринят ряд попыток договориться о совместной встрече экономических советников из US Department of Commerce и представителей PayPal, на которую представители PayPal в последний момент не пришли. Можно даже говорить, что этот вопрос обсуждался в Госдепе и Белом Доме, но вскоре политики и госслужащие вообще ударились в выборы и устроение собственной карьеры - поэтому все застопорилось. Исторического момента не произошло.
За последние полгода мы с нашей рабочей группой по внедрению PayPal в Украину, куда входит бывший зампред НБУ Влад Рашкован, лидер фриланс-комьюнити Пилип Духлий, представители юридической компании Baker & McKenzie Игорь Олехов и Максим Глотов, лидеры украинской диаспоры в США, а также более 23 тыс. неравнодушных людей, подписанных на соответствующую страницу в сети - обращались к CEO PayPal Дэниелу Шульману, заручались поддержкой многочисленных офисов и правительственных организаций в США, включая US Chamber of Commerce, Trade and Development Agency, Ukrainian American Business Council, World Bank, пытались организовать встречу Валерии Гонтаревой с представителями компании во время визита в главы НБУ в США, неоднократно писали в европейский офис предложения о встрече, просили президента Украины и даже купили и передали в PayPal домен в зоне org.ua. Сотни людей предлагали свою помощь и пытаются повлиять на решение PayPal.
В решении PayPal есть серьезная политическая составляющая. Называется эта составляющая - Национальный банк Украины, годами отпугивавший эту и другие западные компании своими регуляторными требованиями времен холодной войны и железного занавеса. И основная преграда, на мой взгляд, это необходимость регистрации в НБУ - как бы ее НБУ не называл. Двойная проблема, если PayPal будут регистрировать как платежную систему, чем он не является. Таким образом, НБУ, впуская РayPal как эмитента электронных денег, косвенно дискриминирует резидентов Украины, разрешая западным компаниям то, что украинским компаниям нельзя. Мы предлагали НБУ подтвердить, что ни регистрации, ни уведомления НБУ не требуется для эмитентов иностранных денег, которые осуществляют деятельность за границей в иностранной валюте, и которыми пользуются резиденты Украины. Такого подтверждения НБУ не дал, а наоборот, придумал регистрацию иностранного эмитента иностранных денег, которые осуществляют деятельность за границей в иностранной валюте, но которыми пользуются резиденты Украины.
Насколько я помню, НБУ засунул норму об электронных деньгах в закон о платежных системах, потому что закона об электронной коммерции тогда еще не было. Теперь уже есть, но очевидно переделывать норму об электронных деньгах никто не хотел. В НБУ вроде готовят новую редакцию закона о платежных системах на основе директив Евросоюза - то есть с учетом того, что эмитентом электронных денег могут быть также не банковские учреждения. Но когда этот закон примут - неизвестно, с нашими сроками скорее всего не раньше, чем через год. Поэтому, в заголовке материала Экономической Правды, поданном со слов господина Сергея Шацкого, директора департамента платежных систем и инновационного развития НБУ, написано: “PayPal не прийде в Україну в найближчі 12 місяців - НБУ”. Только причины этому не в "обмеженному людському і часовиму ресурсі PayPal”, на который ссылается Сергей, а в нормативно-правовой базе НБУ и крайней медлительности чиновников.

Для НБУ принятие закона - это лучший сценарий (НБУ может бесконечно долго заниматься fingerpointing в сторону Верховной Рады и рассказывать, что депутаты не дают возможности развивать рынок платежей и т.д.), а для нас это путь в никуда. Потому как НБУ вместо того, чтобы взять на себя ответственность и решить бизнес-проблему (снизить риски и дать позитивный сигнал для иностранных участников), наоборот, пытается снять с себя ответственность и сделать вид, что это не вопрос НБУ, поскольку это прямо не прописано в законе. И вообще это дело ВР – принимать или не принимать такие решения. Но в реальности, основная функция НБУ - стимулировать развитие рынка, а не создавать проблемы путем принятия "мертвых" норм, которые невозможно понять - именно такие нормы принял НБУ, потребовав регистрации эмитентов иностранных электронных денег, которые работают за границей только на том основании, что их используют резиденты Украины. И потом цинично предлагать интернет-пользователям, банкам и потенциальным партнерам “активніше звертатися до PayPal з тим, щоб прискорити вихід компанії на ринок України”.
Если вам нечего сказать - пойте. Так учил дедушка рекламного мира Дэвид Огилви. От себя добавлю: если нечего сказать - лучше ешьте. Или пейте. Только молчите.
(Автор - лидер рабочей группы по внедрению PayPal в Украине; лидер рабочей группы Реанимационного пакета реформ по запуску 3G).).