Что скрывает кодекс ГТС от НКРЭКУ

27 июля 2018, 14:08
3406
Цей матеріал також доступний українською

Сегодня состоится финальное заседание НКРЭКУ, на котором будет обсуждаться принятие Кодекса газотранспортной системы Украины в редакции регулятора.

Новый Кодекс получил бешеный резонанс в последние дни. Активисты говорят, что за ним стоят олигархи, которые хотят безнаказанно воровать газ. НКРЭКУ эти обвинения отвергает. Что ж, пора рассказать, как разрабатывали Кодекс и что действительно происходит внутри регулятора.

  1. Лоббизм и нарушения при разработке Кодекса.

Кодекс ГТС был принят в 2016 году после длительной работы. Было много споров. Впоследствии эти споры приобрели катастрофический характер и сегодня создана ситуация, когда документ не отражает нормального состояния взаимодействия участников рынка. Были искусственно созданы преференции для облгазов, которые заложили в Кодекс. Я как профильный член комиссии (НКРЭКУ по нефтегазовому сектору) выступил за урегулирование этой ситуации, но в итоге документ доработали без меня.

Когда Кодекс выносили на голосование были нарушены все регламенты.

Как профильный член комиссии я должен был подписать представление на вынесение Кодекса на комиссию. Этот процесс был начат без моего согласия и ни одного моего замечания к документу не учли. Сегодня эти претензии заявляет рынок. Как выяснилось, в обход меня были подписаны тысячи документов.

При разработке документа был нарушен закон. Кодекс должен был предлагать оператор Укртрансгаз. Операторов много, у каждого свое видение. Комиссия должна была подойти с точки зрения всех участников рынка, ведь в конечном итоге распределительные сети стоят в самом конце всего процесса. Это конечная продажа населению, комунбыту, мелкой промышленности, а также получение денег. Это главный процесс, который завершает все операционные действия на рынке. Согласно ему стоило подойти с точки зрения комфортности всех участников рынка, а не только комфортности операторов распределительных сетей.

На первом этапе комиссия очень плодотворно сотрудничала с Укртрансгазом, с нами даже работал американский эксперт, предоставленный в рамках программы USAID. В принятом документе не учли ни одного нашего предложения. Если мы приняли лоббистский Кодекс в отношении распределительных сетей, то почему мы не можем принять лоббистский Кодекс в отношении магистральных сетей? Задача НКРЭКУ быть арбитром, а не создавать войны на рынке. Имеем ситуацию, когда все трибуны кричат, что было нарушение, а судья кричит, что я ничего не видел.

Если теоретически за Кодекс должен был отвечать я, то на практике председатель комиссии де-факто отстранил меня от этого процесса. Это при том, что фактически в НКРЭКУ нет такого корпуса специалистов, которым даже в теории под силу разработать кодекс. Большая часть сотрудников вообще не имеет профессионального опыта в этом. Поэтому считаю, что полученный в результате Кодекс писали за пределами НКРЭКУ и принесли регулятору уже готовым.

Бенефициарами Кодекса в этой редакции являются облгазы. Весь Кодекс пронизан процессами, которые прикрывают фактический технический заговор. Сегодня сбыт и распределение сосредоточены в одних руках, и это приводит к злоупотреблениям и присвоению денег.

  1. Что именно закрепляет новый Кодекс.

Во-первых, в новом Кодексе фактически закреплена преференция облгазов на процессы, связанные с распределением. Они закрепляют за собой распределение и продажи и блокируют приход новых участников рынка. Сегодня, чтобы получить лицензию на работу с потребителем, нужно иметь список своих потребителей. База данных находится только у облгазов и получить ее невозможно, она скрыта за 7 печатями. Кто бы ни пришел на территорию облгазов и ни захотел поставлять газ, он это не сможет сделать. То есть, закреплена монополия.

Во-вторых, облгазам предоставлена возможность не показывать источники потребления и манипулировать. С 1 августа мы обсуждаем Кодекс с точки зрения балансировки газа. Дневной балансировки. Облгазы получают свой газ на точках входа на газораспределительных станциях, соответственно по всему газу, который пришел, они должны показать источники его потребления. Сегодня они придумывают различные шаги, пытаются показать, что это потребили тепловики, кто-то еще, и согласны отвечать только за население. Тогда у меня вопрос, пусть покажут свою сеть, кто сколько потребил? Они говорят "нет, мы не покажем".

В-третьих, ненормативные убытки и все финансовое бремя за них возлагается на потребителя. Это то, чего я не видел в отрасли лет 15-20. Ненормативные убытки закладываются в тариф, и мы платим за них как потребители. Это нонсенс. Даже непонятно тогда, какой смысл в домовых счетчиках, на которые потрачено 1,5 миллиарда гривен.

Самое главное: по Кодексу, который продвигает НКРЭКУ, отбор газа не должен быть обеспечен документами. После принятия Кодекса Укртрансгаз должен стать оператором рынка. Что такое оператор рынка? Это та организация, которая полностью ведет балансировки. Сегодня мы видим, что небаланс составляет 25 миллиардов гривен. Что такое небаланс? Это потребленный газ, не отнесенный на какие-то легальные статьи расходов. Укртрансгаз, имея небаланс, например, говорит облгазу – предоставьте документы. Они отвечают – у нас нет документов, мы вам ничего не дадим.

Итак пока не будет Укртрансгаз, или другой оператор рынка, контролировать все эти процессы (а это должно было быть прописано в том Кодексе, который должен подавать Укртрансгаз), облгазы смогут легально отбирать газ без основания и санкции. Многие хотят этим воспользоваться.

  1. Последствия принятия Кодекса.

Проблема заключается в том, что теневые авторы Кодекса не просчитали последствий. Следствием принятия Кодекса в их редакции станет коллапс системы и дисбаланс на сумму 50-60 миллиардов гривен в год. Почему так? Потому что Кодекс фактически легализует небаланс, дает возможность облгазам его искусственно создавать и продолжать деятельность.

Что такое небаланс простыми словами? Я вам передал деньги 100 гривен. Вы мне говорите, что взяли у меня только 80 гривен, но я-то знаю, что дал вам 100 гривен. Куда мне отнести разницу в 20 гривен? На расходы. Для Укртрансгаза сумма в 25 млрд критическая. Это не та сумма, на которую может Укртрансгаз принять задолженность. И это не за 10 лет долг, а только за последний год. Это мы за один отопительный сезон фактически создали задолженность в 25 млрд. Тогда как мы зайдем в следующий отопительный сезон? С новым Кодексом? С таким взаимоотношением на рынке? Мы просто заранее закладываем возможности разбалансировки рынка. Раз мы разбалансируем рынок, тогда какие бы у нас запасы газа не были, если кто-то может себе их просто класть в карман, тогда исчезает сам смысл газового рынка.

Такая ситуация приведет к коллапсу на рынке. Коллапс будет заключаться в том, что у нас будет прирост задолженности, задолженность будет перерастать на государство, государство не сможет закупить дополнительный газ для собственных нужд. Возможности же Укргаздобычи не резиновые. Соответственно, наступит время, когда мы не сможем покрыть это внутренней добычей, мы должны будем покрыть это за счет импорта, импорт мы должны будем за что-то закупить, а этого института просто не будет существовать в природе. Тогда получится, что нам вообще нечем балансировать. И все это мы получим в течение одного сезона.

Если облгазы не будут вынуждены предоставлять полную информацию о потребителях, если у Укртрансгаза не будет инструментов влияния на них (а именно так построено принимаемый Кодекс), то последствия очевидны. В конце, или даже в середине сезона мы будем иметь разбаланс в 50-60 миллиардов гривен. При этом Укртрансгаз становится "инвестором" процесса отбора газа. Механизм погашения долгов перед Укртрансгазом в Кодексе фактически не будет работать. Поэтому его принятие запустит неконтролируемые процессы на рынке. Это будет катастрофа.

Единственное разрешение ситуации – отдать оператору инициативу по разработке Кодекса. У Укртрансгаз нет другого выхода, как отстаивать свое право на представление Кодекса, поскольку именно на Укртрансгаз будет возложена ответственность за работу системы. Регулятор при этом должен утвердить Кодекс и следить за его законностью и соблюдением его норм. Но разрабатывать его с нуля НКРЭКУ не в состоянии.

Подпишитесь на журнал НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал