Что происходит на рынке труда
Что на рынке начинают появляться все больше вакансий, все больше предложений. Работодатели активнее стали приглашать украинцев на работу. Соответственно этому уменьшается количество резюме. Это означает, что нет большого наплыва безработных и нет сокращения.
Если говорить о заработных платах, то можем констатировать то, что согласно нашего исследования, которое базировалось на опросе работодателей, большинство из них (это около 67%) смогли повысить заработную плату своим работникам еще в начале 2016 года. Однако в подавляющем большинстве это повышение не превышало 20% надбавки. А в связи с тем, какую мы имеем инфляцию и курс доллара, мы можем понять, что это повышение никак не повлияло на уровень жизни украинцев. На сегодняшний день средняя зарплата по Украине, если рассматривать регионы, составляет 4-5 тысяч гривен.
Для столицы она немножко выше и в среднем 7-8 тысяч. Однако это средняя по всей Украине по всем профобластям. Мы знаем, что есть те профсферы, где специалисты получают очень хорошие заработные платы, а есть те профсферы, где заработки малые. Например, если мы сравним ИТ-сферу и рабочий персонал, поймем, что одним платят в долларах, а другим – в гривнах.
Если говорить о безработице, то она есть. Эта проблема для нас актуальна. Однако конкуренция на рынке труда уменьшилась. Что это значит? Что на одно вакантное место стало претендовать меньше желающих. Конкуренция на сегодня составляет 3-4 человека на одно вакантное место. Если сравним такой же аналогичный период с прошлым годом, то эта конкуренция составляла 3-5 человек на вакансию. Понятное дело, мы не можем говорить, что мы имеем сегодня хорошие результаты. Однако по сравнению с прошлым годом они лучшие. И есть все предпосылки думать о том, что в дальнейшем рынок будет расти, развиваться и мы будем иметь все лучшие и лучшие показатели.Есть те профсферы, где конкуренция зашкаливает. Например, топ-менеджмент.
Сегодня на одну вакансию претендует в среднем 10-12 человек. С чем это связано? С тем, что работодатели оптимизировали форму труда. Они сегодня готовы взять молодого специалиста без опыта работы, обучить его, чтобы он прошел стажировку, и платить ему 5-7 тысяч гривен, чем взять на работу топ-менеджера с большим опытом, но скажет, что ему нужно платить 20-30 тысяч гривен. То есть растет такая оптимизация. Сегодня сложно найти работу бухгалтерам, экономистам, финансистам, юристам, специалистам без опыта работы и высококвалифицированным специалистам на производство. Среди тех, кому найти работу проще, – это те представители, которые желали бы работать в сфере продаж, в сфере ИТ, административный персонал и рабочий персонал.

Однако желающих идти работать на рабочие специальности на сегодняшний день не очень много. Хотя эта сфера требует рабочей силы, рабочих рук. Это те же электрики, механики, токари, слесари, повар, швея, водитель. Однако эти профессии у нас на сегодняшний день являются непрестижными. И в первую очередь это связано с тем, что очень малые заработки. Скажем, в сферу ИТ, даже если человек не имеет образования, то он может переквалифицироваться и уже через некоторое время, если он будет способный, если у него будут хорошие квалификации, то он сможет получить нормальные деньги. Сегодня и зарплата в ИТ колеблется. Скажем, начиная от системного администратора в какой-то компании в регионе может составлять 5-6 тысяч гривен. Однако в столице у хорошего ИТ-специалиста, программиста она может достигать 2-4 тысяч долларов.
Я думаю, что нельзя рассматривать рынок труда как нечто отдельное. Он работает в системе. В первую очередь, от чего зависит рынок труда, – это от экономики страны. Он очень чувствителен к всем кризисным моментам. Рынок труда следует формировать. Его нужно анализировать и прогнозировать. У нас, к сожалению, в Украине нет прогноза рынка труда. Почему мы сегодня имеем такой наплыв юристов и экономистов? Потому что люди 5-10 лет назад активно шли учиться на эти факультеты. Да и сегодня идут. Однако им никто не говорит, что через 10 лет вам будет сложно найти работу. Этим должна заниматься в первую очередь высшее учебное заведение, государство, предприятие и сам специалист. У нас нет этого звена соединенной, когда бы вуз сотрудничал с бизнесом, когда бы приходил руководитель компании и говорил, что мне нужны такие и такие специалисты. У вас такие есть? У нас такие есть, пожалуйста. Программа стажировки, практика. И молодой специалист выходит из вуза и у него есть гарантии, что первые 2-5 лет он будет иметь работу и хоть какой-то заработок. Сегодня у нас такой программы нет.
К сожалению, во многих случаях то, что учат молодые специалисты в учебных заведениях, оно по факту не совсем нужное или не совсем подходит. Потому что в вузах в основном учат теории. А на предприятии, в компании ждут практика и желательно с опытом работы. А где молодой человек может получить этот опыт? Конечно, во время учебы это только стажировки и практики. Однако далеко не каждый вуз сегодня может обеспечить этими практиками и стажировками на определенных предприятиях. В западных странах это норма, когда высшее учебное заведение тесно сотрудничает с бизнесом. Скажем, в Германии вуз должен на 70% устроить своих студентов. И только после этого он будет получать льготы от государства. У нас, к сожалению, такая система не совсем работает.
Нам надо определиться, какой страной мы будем через 5-10 лет. Мы аграрная страна и развиваем аграрный сектор. Или мы ИТ-страна и специализируемся на совершенствовании ИТ-технологий и внедрении их в жизнь. Не только в столице, но и во всех регионах Украины, всех деревнях и городках. Или мы страна, которая развивает туризм, приглашает международное сообщество и таким образом развивается. Если мы ответим на эти вопросы, мы сможем реально спрогнозировать, какие специалисты нам будут нужны, и сформировать систему образования таким образом, чтобы люди учились в том количестве и на тех факультетах, на тех направлениях, по которым они потом смогут устроиться на работу и получать нормальные заработки.