Возможная реформа энергетического рынка. Все ли игроки равны

22 мая, 11:30
Цей матеріал також доступний українською

Если простыми словами, то сейчас спецобязательства на 80 млрд грн оплачивают все, а согласно возможным изменениям — будут оплачивать только госкомпании

В понедельник премьер-министр Гройсман объявил, что уходит в отставку. Но уходит в четверг после заседания Кабинета Министров в среду.

В связи с этим стало особенно интересно, что же планируется принять сегодня. Оказывается Кабмин планирует принять несколько очень масштабных коммерческих решений, в частности относительно возможного нового рынка электрической энергии с 1 июля (который скорее всего, повлечет скачок цен).

Вообще идея нового рынка означает, что государство не регулирует цены производителей, но действуют равные правила игры и участники находятся в равных конкурентных условиях.

Но в связи с неготовностью этого рынка возникают перекосы, которые нужно оплатить. Таким образом, правительство сегодня может решить наложить на две государственные компании специальные обязательства в размере около 80 млрд грн в год. Причем на частные компании ДТЭК такие специальные обязательства не будут наложены — они будут получать сверхприбыли, и еще дополнительно заработают более 10 млрд грн на этой «реформе».

Это возможное решение правительства интересное по ряду причин:

1. Согласно Конституции все формы собственности равны. Почему же тогда в свободный рынок правительство засовывает руку и на одни компании налагает спецобязательства, а на другие — нет?

2. Если вы считаете, что у госкомпаний ниже себестоимость, то тогда может логически проанализировать себестоимость всех компаний? И может тогда окажется, что ДТЭК закладывает в тарифы свой уголь низкой себестоимости по формуле Роттердам+, зарабатывая маржу более 100%? Но здесь почему-то решили не замечать.

3. Эти 80 млрд грн спецобязательств можно накладывать пропорционально выработке или выручке каждой компании.

 — если пропорционально выработке кВт-ч, то на Энергоатом должно было пойти 50% от этой суммы, а на ДТЭК около 30% этой суммы

 — если пропорционально выручке, то на Энергоатом должно было пойти 30% от этой суммы, а на ДТЭК около 50%.

Но министр Насалик почему-то предлагает, чтобы все 100% нагрузки пошло госкомпании и 0% на нагрузку ДТЭК. На кого работает Насалик?

Более того, около 20 млрд грн из спецобязательств — это оплата промышленных «зеленых» тарифов, на которых также зарабатывает ДТЭК Ахметова. В том, что эти тарифы частично возлагаются на традиционную генерацию, есть определенная логика. Но возникает вопрос, почему их оплачивает только государственная традиционная генерация, а традиционная угольная генерация Ахметова их не оплачивает? Любишь кататься, люби и саночки возить. Или все равны, но кто-то равнее в новом рынке?

Очень надеюсь, что правительство проанализирует это предложение и отклонит его. Конечно, это искажение экономической конкуренции, на которое должна была быть оперативная реакция АМКУ.

По сути, если простыми словами, то сейчас эти спецобязательства на 80 млрд грн оплачивают все, а согласно новой «реформы» — будут оплачивать только госкомпании, а ДТЭК не будет оплачивать. Вот так-то заканчиваются эти «реформы», которые в теории когда-то были европейскими.

Объяснять украинцам на выборах такие многомиллиардные решение в пользу Ахметова будет очень трудно. В конце концов, такая искаженная и сомнительная реформа энергорынка в виде неподготовленной либерализации монополий — это ответственность правительства. Внимательно следим, что будет принято.

Текст опубликован с разрешения автора.

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал