Что изменили в госбюджете между чтениями

23 ноября 2018, 17:00
184
Цей матеріал також доступний українською

Уже который год между первым и вторым чтением правительство, словно искусный ювелир, находит дополнительные ресурсы – и доходы, и расходы увеличиваются примерно на одинаковую сумму, причем так, чтобы не "пострадал" показатель бюджетного дефицита.

Существенные изменения в целевых показателях налоговых доходов произошли вследствие пересмотра целевого показателя рентной платы за добычу природного газа в результате повышения тарифов на газ (на 9 млрд грн); уточнение поступлений налога на прибыль предприятий (на 2,9 млрд грн); экологического налога по выбросам углекислого газа стационарными источниками загрязнения (+1,4 млрд грн), а также из-за узаконивания "евроблях" (уплата пошлины и налогов) в связи с принятием отдельного закона, согласно которому в специальный фонд государственного бюджета поступит 1 млрд грн, который должен быть использован на выплату пенсий и финансирование дефицита Пенсионного фонда. План по акцизам уменьшили – правительственный законопроект об индексации акцизных ставок с 1 января 2019 года парламент отклонил, поэтому годовой план поступлений уменьшили на 2,5 млрд грн. План по НДС подрос на 0,3 млрд грн – именно столько чиновники ожидают получить от уменьшения порога необлагаемого НДС минимума стоимости товаров, которые население получает из-за границы в почтовых посылках и собственном багаже. Неналоговые поступления выросли за счет увеличения трансферта от НБУ на 2,0 млрд грн и за счет собственных поступлений бюджетных учреждений – на 1,4 млрд грн.

Традиционно количество изменений в расходной части бюджета на порядок больше, чем в доходной. Компромисс между депутатскими желаниями и правительственными возможностями изложен на 5-ти страницах пояснительной записки к проекту бюджета, при этом больше всего изменений произошло за счет перераспределения ресурсов между существующими бюджетными программами.

Крупнейшими изменениями расходных программ в проекте в следующем году являются увеличение расходов на реализацию инвестиционных программ и проектов регионального развития, которые составят в совокупности 12,8 млрд грн, среди них больше всего средств будет направлено на государственный фонд регионального развития. К сожалению, вернется субвенция на социально-экономическое развитие (4,9 млрд грн), которую традиционно разделяют непрозрачным способом без определения приоритетов и которая является политически мотивированной.

Появление новых субвенций в бюджете вряд ли можно назвать удачным шагом. Если цель субвенций повысить качество образования (1,5 млрд грн) или обеспечить природоохранные мероприятия на объектах коммунальной собственности (580 млн грн) можно оправдать, то расходы на спортивные комплексы, площадки или бассейны (550 млн грн) обладают признаками предвыборной щедрости (такие расходы не должны добавляться в последний момент, их надо планировать заранее).

Ко второму чтению выросли расходы на здравоохранение и медицину на 3,4 млрд грн, которые крайне необходимы для продолжения медицинской реформы. В частности, больше всего средств пойдет на отдельные медицинские программы (626 млн грн), диагностику и лечение заболеваний благодаря новым технологиям (312 млн). В сфере образования значительные дополнительные расходы пойдут на образовательную субвенцию (1,5 млрд грн), обновление материально-технической базы вузов (473 млн грн) и пополнение Фонда Президента Украины по поддержке образовательных и научных программ для молодежи (на 1 млрд грн).

Традиционно увеличатся расходы на оборону и безопасность. На денежное обеспечение СБУ и МВД выделят 400 млн грн. Более 30 млн грн будет дополнительно выделено на Антикоррупционный суд. Среди других статей расходов дополнительные средства будут выделены на Госслужбу по чрезвычайным ситуациям (498 млн грн), Генеральную прокуратуру (100 млн грн), Министерство обороны (1,14 млрд грн).

Для повышения уровня социальной защиты в 2019 году будет перераспределено 20 млрд грн финансирования жилищно-коммунальных субсидий (часть, которую планируется монетизировать) из категории "Общегосударственные функции" в категорию "Социальная защита и социальное обеспечение" по новой программе, но общий объем субсидий при не изменится.

В редакции проекта бюджета ко второму чтению предусмотрены дополнительные 885 млн грн расходов на охрану окружающей среды.

В целом, несмотря на все ограничивающие факторы, проект бюджета на 2019 году довольно консервативный и угрожающих предвыборных сюрпризов не содержит. Основными рисками бюджета являются:

  • Со стороны расходов: есть риск того, что расходы на финансирование субсидий на оплату услуг ЖКХ преуменьшены в случае повышения стоимости газа.
  • Со стороны финансирования: недовыполнение в части финансирования дефицита из-за значительных потребностей в рефинансировании долгов и слишком оптимистичных ожиданий от приватизации (запланированные приватизационные поступления можно получить за счет продажи крупных объектов, однако в предвыборных условиях это выполнить крайне сложно, даже если рыночные условия станут благоприятными).

Читайте новый номер журнала НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал