Что делать при овербукинге
Хочу вкратце рассказать, законно ли такое явление для авиакомпаний, и что делать, если такая ситуация произойдет с вами.
Продажа большего количества мест (билетов), чем есть кресел на рейсе, называется овербукинг или перепродажа. Она является абсолютно законной и случается у авиакомпаний во всем мире, поскольку системы продажи билетов являются всемирной сложной сетью. Поэтому возмущения и лозунги на стойке регистрации из разряда «вы не понимаете, мне нужно лететь» ни к чему конструктивному не приведут. Для того, чтобы выбрать максимально комфортный для вас выход из сложившейся ситуации, пассажиру необходимо знать свои права.
Прежде всего, вы, как пассажир, должны запомнить одно правило – покупая билет вы не просто оплачиваете себе перелет в какую-либо страну или город, вы заключаете с авиакомпанией договор воздушной перевозки, тем самым принимая правила воздушной перевозки пассажиров и багажа конкретной авиакомпании.
Поэтому не поленитесь перед покупкой билета с этими правилами ознакомиться. Да-да, это именно то, что обычно на билете написано мелким шрифтом, или можно найти на сайте у вашего авиаперевозчика.
Тем не менее, существует унифицированный алгоритм действий авиакомпании в случае овербукинга (в соответствие с международными нормами и стандартами). Выглядит он примерно следующим образом:
- если вы пассажир эконом-класса, и в нем не осталось мест, вас могут пересадить в бизнес-класс (это приятно), но могут и наоборот;
- если мест нет ни в каком классе, то авиакомпания должна запросить у пассажиров в первую очередь добровольно отказаться от перелета (при этом пассажир получает компенсацию стоимости перелета). Если такие найдутся – отлично. Если нет, тогда снятие с рейса происходит принудительно (сеть недавно разорвал скандал с фото принудительного снятия пассажира с рейса).
Пассажиру, которого сняли с рейса (добровольно или принудительно), полагается также два варианта действий. В частности, вы имеете право на альтернативный рейс с бесплатной перебронировкой или на компенсацию стоимости билета, если лететь дальше вы отказываетесь (частичную компенсацию, если рейс трансферный, и вы не воспользовались одной частью перелета).
Если вы летите стыковочным рейсом, то должны также осознавать, что авиакомпания в полном объеме несет ответственность за вашу доставку, только если вы покупали трансферный билет (необязательно в трансферном билете все части перелета должны быть от одной авиакомпании. Они прекрасно договариваются между собой и подвозят друг другу пассажиров).
Если же стыковку вы подбирали себе самостоятельно и купили по сути два билета с пересадкой, а первый рейс отменился/задержался/ вы не попали на него по причине овербукинга, то авиакомпания по общему правилу будет нести ответственность только за эту часть перелета.

Если вы согласились на изменение даты вылета и в связи с этим вам необходимо ночевать в отеле, авиакомпания обязана оплатить проживание, стоимость трансфера в/из отеля (если отель не в аэропорту) и телефонные звонки (это рудименты воздушных правил).
Авиакомпания также обязана выплатить вам компенсацию за причиненные неудобства (так называемая моральная компенсация) в соответствие с Воздушным кодексом Украины и Регламентом ЕС. Размер компенсации определен по шкале:
- 250 евро за расстояние перелета до 1500 км
- 400 евро за расстояние перелета до 3500 км
- 600 евро за расстояние перелета более 3500 км
Надеюсь, вам никогда не понадобится прибегать к этим правилам, но на всякий случай вы уже информированы, то есть вооружены. Хороших вам путешествий без перепродаж билетов.