Чем Беларусь лучше Украины
Недавно, уходя с должности главы Администрации Президента, Борис Ложкин заявил, что для стремительного роста украинской экономики (на 6% в год) необходимо привлечь $200 млрд инвестиций на протяжении 20 лет. То есть почти в пять раз больше, чем за все годы независимости.
Но говорить об этом – это одно. А создать условия, такие, как например, в Китае, Швеции или той же Беларуси – другое.
Для любого инвестора, как национального, так и иностранного, самый главный вопрос заключается в том, как он вернет вложенные деньги – каким образом и как быстро.
Большинство инвесторов, рассматривая инвестиции, старается прогнозировать развитие ситуации на как можно более длительный срок: на пять, десять, а лучше двадцать лет.
В то же время, ситуация в Украине сегодня не понятна не то что иностранным и местным бизнесменам, но, думаю, даже политическому истеблишменту. Кто может сказать: что будет с Украиной через год, через два и даже через полгода? А инвестор должен понимать, что будет со страной в течение пяти-десяти лет.
Кроме того, важно понимать можно ли заработать пять, десять, а лучше двадцать пять процентов, если это краткосрочная инвестиция.
Все это больные вопросы, на которые легче ответить даже в такой стране, как Беларусь. Над ней можно смеяться, но там все стабильно и понятно. И все прогнозируемо. Инвестор там четко понимает за сколько окупится бизнес, чего ожидать от государства и на протяжении какого времени.
Дальше идет вопрос административных препятствий. Давайте сравним ситуацию у нашего соседа с украинской. У них есть буквально три-четыре сферы, инвестиции в которые абсолютно не приветствуются: нефтехимия, табак, алкоголь. Они контролируются либо государством, либо окологосударственными структурами. А в остальном открывается зеленый свет.
Наш бизнес в Минске не имел никаких проблем с контролирующими органами. Там есть правила, они достаточно сложные, но если ты работаешь по ним, платишь налоги, то ты всем нравишься. И чем больше ты инвестируешь, тем лучше к тебе относятся. Такие там правила.
Если ты хочешь инвестировать в Беларуси, то с тобой лично встретится губернатор, все решит и прогарантирует – и все, ты пошел работать.
Когда же мы говорим об Украине, тут «поучаствовать» в твоем деле хочет каждый. Буквально все, от самых верхов вплоть до самого мелкого клерка, хотят что-то «прогарантировать». Но на деле никто ничего не гарантирует и никто не хочет помочь.
И все же, на мой взгляд, для инвесторов стабильность – это 80%, а затем идет все остальное. Поэтому они так любят такие режимы, как в Китае. Хотя, с другой стороны, они любят и Швецию. Это полностью демократичная страна, но там последние 60 лет ничего не менялось, и, наверное, в ближайшие 30 лет ничего не изменится. Поэтому это достаточно интересная страна, с которой все понятно.

Наша страна имеет большие перспективы. Но что с этих перспектив, если они могут измениться прямо завтра?
Это как в том анекдот о сыне Байдена. Вице-президент США договорился с президентом Украины о совместном бизнесе их сыновей. А народ восстал и выгнал украинского президента. Сын Байдена оказался без работы в Украине.
Ну какому инвестору нужна такая страна?