Борьба с коррупцией: fake or for real

14 ноября 2017, 15:00
В Украине коррупция не просто развивается, она процветает на всех уровнях. Многие из нас не представляют, как можно получить минимальную услугу или справку без подарка или дополнительной оплаты

В высших эшелонах власти коррупция проявляется в тесном слиянии государственного аппарата с коммерческими структурами таким образом, что их деловые отношения формируются вне правового поля.

Видео дня

Примеров масса. Многие тендеры, особенно в IT-отрасли, не проходят без будущей "благодарности", несмотря на Prozorro. Чтобы взять справку в больнице, нужно "отблагодарить" того, кто ее выдает. И чиновник, и бизнесмен, и обычный человек одинаково отвечают на вопрос: зачем стоять в очереди, если можно не стоять за относительно небольшую благодарность?

Опыт других стран показывает, что с коррупцией можно весьма эффективно бороться. И для этого необязательно иметь несчетное количество антикоррупционных органов. Все работает гораздо проще: подобные структуры существуют в США, Польше, Франции, Сингапуре, Индии и Израиле, но их меньше, и они гораздо эффективнее.

Законодательство США рассматривает госслужбу "как такую сферу деятельности, из которой исключены какие бы то ни было личные или иные финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению долга". Американскому госслужащему запрещено принимать подношения или использовать правительственную информацию в личных целях. Чиновники, назначаемые президентом США, вообще не могут получать "какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных обязанностей".

В Германии государственные чиновники обязаны исполнять свои задачи беспристрастно и справедливо на благо всего общества. Они несут полную личную ответственность за правомерность своих действий по исполнению служебных обязанностей. На любую работу, кроме госслужбы, научной или преподавательской деятельности, чиновнику требуется предварительное разрешение высшей служебной инстанции. Госслужащие не имеют права заниматься какой-либо коммерческой деятельностью как лично, так и через доверенных лиц. Есть и проблема в борьбе с коррупцией – в Германии: госслужащий, закончив службу, не должен разглашать сведения и факты, ставшие ему известными в процессе государственной деятельности. Без разрешения даже в суде госслужащий не имеет права давать показания или делать заявления по таким делам.

У нас чиновникам по закону тоже много чего запрещено, и кое-что они обязаны, вот только предусмотренное наказание почти никогда не применяется. И тут мы обратимся к опыту Сингапура.

Центральным звеном в борьбе с коррупцией в Сингапуре является постоянно действующий специализированный орган – Бюро по расследованию случаев коррупции. Бюро обладает политической и функциональной самостоятельностью, расследует и стремится предотвращать случаи коррупции в государственном и частном секторе экономики Сингапура. Главная идея антикоррупционной политики Сингапура состоит в том, чтобы исключить условия, создающие такие стимулы и возможности, которые склоняют личность к совершению коррумпированных действий. Помимо рыночных зарплат и контролируемой ежегодной отчетности чиновников удерживает от взятки неотвратимость сурового наказания, особенно в делах о коррупции в отношении высокопоставленных лиц. Кроме того, правительство Сингапура ликвидировало излишние административные барьеры для развития экономики, а вместе с ними ушли и многие коррупционные возможности.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Такого количества специальных органов по борьбе с коррупцией, как в Украине, нет и в Израиле. В израильской полиции есть особое подразделение — "Лахав 433", которое расследует дела против государственных чиновников. В рамках одного из последних дел по подозрению в получении взяток были задержаны несколько высокопоставленных чинов Министерства внутренних дел и других ведомств.

В Израиле с коррупцией сражается и третий сектор. Например, юристы организации "Движение за чистоту власти" добились снятия неприкосновенности с одного из депутатов Кнессета, который впоследствии был осужден за подкуп избирателей. Как видим, израильтяне гораздо сознательнее, чем жители Украины. Самое важное, за что борются активисты общественных организаций — это открытость информации. Чиновники, прикрываясь национальными интересами и безопасностью, скрывают много лазеек для злоупотреблений. Руководитель "Движения за чистоту власти" Алона Виноград подчеркивает, что каждый шаг чиновников и движение каждого шекеля государственных средств должны быть прозрачными.

Важно добавить, что в Израиле практически отсутствует "низовая коррупция", когда взятки берут массово и ни один вопрос без них не решить. У государственных служащих достаточно высокие зарплаты, пакет социальных льгот, а главное, как и в Сингапуре, — неотвратимость наказания. Его не миновал даже бывший премьер-министр Эхуд Ольмерт, который сел в тюрьму за получение взятки.

Исследования Всемирного банка подтвердили — Израиль является лидером по борьбе с коррупцией на Ближнем Востоке. В результате в этот неспокойный регион приходят серьезные инвесторы, а основным заказчиком "высоких технологий" у Израиля является США. Ведущим мировым компаниям важнее низкий уровень коррупции, чем то, что в любой момент здесь может вспыхнуть большая война.

В Украине происходят изменения: появились органы по борьбе с коррупцией, но их так много, что чаще они мешают друг другу, чем эффективно решают проблему. Однако еще весомее то, что "верхам" не сильно выгодна эта борьба. Ведь если сражение будет эффективным, то власти придется разойтись с бизнесом, а быть депутатом, министром или президентом станет коммерчески невыгодным предприятием. В этот момент определение "политик" в Украине наконец перестанет означать деньги, дорогие машины, квартиры, рестораны, статус и красивую жизнь по телевизору.

Одержав верх над коррупцией, мы поймем, что политик — это важная профессия, которой трудно обучиться. А самое главное, каждый политик должен стремиться стать государственным деятелем. Потому что как говорил Уинстон Черчилль: "Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующее поколение".

Показать ещё новости
Радіо NV
X