Кто управляет Межигорьем и кому отдали землю АШАНа в Одессе. Проблемные кейсы АРМА

22 октября 2019, 15:30

Есть подозрение, что члены тендерной комиссии далеко не всегда принимают решение в интересах государства

Вот уже второй год, как функционирует Общественный совет при Национальном агентстве по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений. Если коротко, к полномочиям Общественного совета относится собственно общественный контроль за деятельностью АРМА, что мы, его члены, и пытались все время делать. Замечу, что наша работа не оплачивается и не обеспечивается со стороны АРМА, грантов мы не получаем.

Видео дня

Для начала, хочу подчеркнуть, что АРМА — это нужный для Украины шаг вперед. Условно эту потребность можно разделить на две составляющих: розыск и возвращение активов и управление активами. По первому: ввиду зашкаливающего индекса коррупции и относительно частой смены правящих элит, которые получают выгоду от той же коррупции и скупают имущество в иностранных юрисдикциях. В последнем случае: в Украине давно существует объективная необходимость в обеспечении эффективного управления арестованными активами.

Во-вторых, хочу согласиться, что развитие агентства с новыми для Украины функционалом с нуля, — это действительно незаурядная задача. Требовать от него эффективности, в том числе прибыли от его деятельности, здесь и сразу было бы неправильно.

В-третьих, я абсолютно приветствую пока ключевую инициативу АРМА — институт фандеров. Очень правильный тезис, что в возвращение больших средств нужно много инвестировать. И безусловно уместно использовать для этого институт фандеров. При этом супер важно будет обеспечить прозрачность этого процесса. В то же время, удивительно, почему институт фандеров был не ко времени в 2014 году, да не потеряно ли время для его внедрения в 2019 году. Впрочем, как показывает практика, предшественники у нас всегда есть и всегда новые.

Однако в этой статье хотел бы остановиться на негативных моментах деятельности АРМА:

1. Проблемы обще-организационного плана и

2. Проблемы кейсов.

Относительно первых, то бросается в глаза отсутствие единого реестра активов, находящихся в управлении АРМА. За три года он так и не создан, несмотря на многочисленные напоминания со стороны Общественного совета и соответствующие обещания руководителя. С этого имеем непрозрачность, кто и чем управляет, как и не видим такие вещи в момент подписания соглашения и мониторинг эффективности управления имуществом. Остаются вопросы и к аккредитации компаний-управителей: Общественный совет не раз получал жалобы, мол не допустили к конкурсу. Не отрицая факт существования определенных правил аккредитации, обращаем внимание, что они не выглядят качественными.

Однако наиболее остро сейчас стоит вопрос принятия решений по передаче определенных объектов тем или иным управляющим (или их реализации): есть подозрение, что члены соответствующей тендерной комиссии далеко не всегда принимают решение в интересах государства. Конкретные примеры — ниже, пока же подчеркну, что деятельность комиссии должна быть максимально качественно нормирована и опрозрачнена.

Далее, организация мониторинга эффективности управления имуществом. АРМА завершила институциональное становление в октябре 2017 года, тогда же были переданы в управление первые активы. Однако, функция контроля эффективности управления начала осуществляться только летом 2019 и пока качественной не выглядит.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Мы часто забываем, что АРМА создавали не только для управления, но и для поиска. Однако ни в отчетности АРМА, ни в сообщениях СМИ или судебных реестрах вам не удастся найти ни одного упоминания о том, что по результатам розыскных действий именно АРМА что-то было арестовано.

По проблемам кейсов, то их хватает. Приведу субъективно резонансные.

1. Межигорье. Как говорится, «прожить надо так, чтобы из твоего дома сделали музей». Однако что делать с этим «музеем», так и не ясно. «Межигорьем» до сих пор управляют неизвестные лица в неизвестном статусе. Куда направляются средства (преимущественно наличные), которые они получают от посетителей парка, никто не знает — во всяком случае, точно не в Госбюджет. Общественному совету удалось «сбить» последний тендер, выигранный такой ноу нейм компанией с некачественной программой управления объектом. По состоянию на сейчас, длятся довольно странные переговоры между НПО «ЧП «Межигорье» и АРМА, не способные, по моему, мнению обеспечить эффективное управление данным объектом.

2. АШАН и выведенный у него из-под носа земельный участок в Одессе в 25 га. Безусловно, история с появлением ранее государственной земли на балансе частных компаний заслуживает внимания сама по себе. Однако сфокусируемся на том, что сделала АРМА: 1) получила 25 га в управление 2) почему-то приняла решение, что землю срочно надо продать 3) выставили на торги через подконтрольное ГП СЕТАМ со сроком подачи заявки лишь 5 дней (это мало для такого рода объектов) 4) продали первому же участнику торгов по цене, раз в 20 меньше рыночной. Общественный совет сейчас находится в активном диалоге с «АШАН» с тем, чтобы исправить ситуацию.

3. Нефтеперевалочная база в Херсоне. Безусловно, стратегический объект тяжелой промышленности. Актив, который находился в собственности Курченко, и находится под арестом с 2014 года. Теперь же, стараниями АРМА передан в управление ноу нейм компании. Чей офис находится между мясной лавкой и маникюрным салоном.

Существуют и другие эпизоды, деятельность по которым со стороны АРМА вызывает по меньшей мере недоумение. И да, я понимаю, что всем нравиться нельзя, что особенно справедливо для центрального органа исполнительной власти. И принимаю, что вряд ли в этих историях были нарушены формальные требования закона (впрочем, ГБР и НАБУ еще дадут свою оценку). Однако есть буква закона, а есть дух. И второй на самом деле важнее.

Как вывод, хочу подчеркнуть важность АРМА и свою веру, что это может быть очень хорошая история. В то же время, вызывает беспокойство неспособность нынешнего руководства решать ряд организационных проблем. Не хочется думать, что это происходит не просто так, и скандальные истории вроде «Межигорья» или земли для АШАН являются прямым следствием таких поступков.

Показать ещё новости
Радіо NV
X