5 главных проблем, из-за которых рушится бизнес
Однако, основная причина кризиса компаний кроется не снаружи, а внутри. В этой статье рассмотрим пять наиболее популярных проблем, с которыми сталкиваются собственники бизнеса и их компании, а также поговорим о причинах и способах их решения.
Проблема №1: падают продажи
Три главных вопроса, которые определяют успех вашего бизнеса: "Что вы продаете, кому и как?". Часто причина низких или падающих продаж кроется в неэффективности ответов на эти вопросы. Здесь речь идёт о бизнес-модели — основе успешного бизнеса. Более подробно бизнес-модель можно определить с помощью следующих вопросов:
- Кто является целевыми клиентами компании?
- Что представляет собой концепция идеального продукта компании?
- Что представляет собой конкурентное окружение (между кем будет выбирать потенциальный клиент)?
- Почему потенциальный клиент выберет именно нас?
- Какие каналы продвижения мы используем?
Именно в ответах на эти вопросы кроется потенциал успеха компании. Важно понимать, что бизнес – крайне изменчивая среда. Если вы не совершенствуете и не пересматриваете бизнес-модель, то рискуете оказаться в ситуации, когда пытаетесь неэффективно продавать ненужный товар на падающем рынке с высокой конкуренцией. В результате – низкие продажи.
Бизнес-модель можно и нужно менять. Любая компания должна пересматривать ее не реже одного раза в год, адаптируя под актуальные рыночные условия.
Проблема №2: сотрудники неэффективны
Существует важное правило: хочешь обеспечить качество результата – обеспечь качество процесса. Это значит, что если вы хотите построить эффективную команду, вам нужно:
- Понимать какие ключевые центры ответственности должны существовать в вашей компании;
- Иметь детально представление о том, как они должны функционировать;
- Отстроить работу каждого из этих центров, обозначив четкие ожидаемые результаты.
Для того, чтобы было возможно качественно отстроить работу, под каждую должность в организационной структуре должны быть набраны правильные сотрудники. Причем, в первую очередь при подборе важно учитывать личностные качества и соответствие человека корпоративной культуре компании. В нынешних условиях рынка труда, чтобы найти одного ценного сотрудника, приходится просеивать огромное количество кандидатов. Чтобы нанимать действительно сильных сотрудников, процесс просмотра кандидатов на рынке должен быть непрерывным. А для этого нужна изолированная функция подбора персонала в структуре компании – отдельный рекрутер или даже целое подразделение.
Существует много полезных рекомендаций относительно управления командой, но главный вопрос, который стоит задать себе, работая с коллективом: "Если бы я заново строил компанию, и мне нужно было нанимать людей с нуля, кого из текущей команды я взял бы снова?". Если в коллективе оказался сотрудник, который не соответствует вам по личностным качествам, то крайне желательно обсудить с ним "узкие места" и дать шанс исправиться. В случае отсутствия положительного сдвига, нужно с ним попрощаться. Чем больше концентрация "не ваших" сотрудников в компании, тем сложнее будет достичь успеха. Работайте с вашими людьми, а для этого научитесь их правильно искать.

Проблема №3: компания стоит на месте
Год проходит за годом в компании те же обороты, клиенты, география деятельности и ассортимент. Это плохая тенденция, поскольку один из важных критериев здоровья бизнеса – непрерывный рост.
Для того, чтобы сдвинуться с мертвой точки, в компании нужно проводить ежегодную стратегическую сессию, на которой формируется видение будущего на предстоящие 12 месяцев,ставятся цели, которые в дальнейшем декомпозируются на промежуточные этапы – месяц или квартал. Все стратегические планы необходимо формализовать в виде списка проектов, от которых зависит развитие компании. Далее эффективность бизнеса зависит от качества внутреннего project-менеджмента. Речь о способности компании закрепить ответственных за проектами и дисциплинированно реализовать каждый из них. Таким образом, компания живет в определенном ритме мероприятий по стратегическому планированию и контролю реализации стратегических планов.
Проблема №4: чрезмерная зависимость бизнеса от собственника
Предприниматель – важный и необходимый человек на старте бизнеса, однако с ростом компании, он часто начинает мешать. Пытаясь контролировать и вникать во все процессы в компании, он часто разрушает свою организацию. Ведь собственник – это никому не подконтрольный человек, которому дозволено менять всё, что угодно в компании, при этом человек далеко не всегда структурированный и последовательный в своих действиях. К тому же собственник бизнеса обычно любит замыкать много процессов на себе, тем самым приучая сотрудников, что стремиться к самостоятельности и ответственности нет смысла – всё равно собственник страхует. А при этом падает качество жизни собственника и бизнес рано или поздно начинает разрушаться.
Пройдя период стартапа, важно научить компанию работать самостоятельно. Это похоже на роль стартера в двигателе – вы заводите двигатель стартером от аккумулятора и в какой-то момент двигатель должен завестись. Но если он не заведется, то стартер посадит аккумулятор и машина никуда не поедет. Собственник бизнеса – хороший стартер, который заводит всю машину. Но дальше нужно дать возможность компании эффективно расти и развиваться при минимальной его включенности.
Для этих целей в компании важно выстроить эффективную функцию операционного управления. Желательно, чтобы операционным управляющим был не сам владелец. Чтобы человек эффективно управлял компанией, у него должна быть строгая подотчетность и понимание "если я не справлюсь – с меня спросят". Собственник бизнеса, самостоятельно управляющий своей компанией, не имеет такой подотчетности, потому что он предоставлен сам себе. К тому же, предприниматель – личность творческая, которая генерирует идеи и также является "стартером" для многих спонтанных решений, что еще больше усложняет процесс операционного управления.
Проблема №5: не хватает финансов
Один из любимых вопросов многих собственников бизнеса: "Где взять деньги?". Он вызван чаще всего кассовыми разрывами в компании, когда компания не способна платить по своим счетам. Ответ на данный вопрос следует искать в том, как компания строит управление своими финансами.
Для обеспечения финансового здоровья бизнеса, у компании должен быть внедрен эффективный управленческий учет, включающий в себя три ключевых отчета: баланс, отчёт о прибылях и убытках (P&L), отчет о движении денежных средств (Cashflow). Кроме этого крайне важно внедрить финансовое планирование.
Планирование и прогнозирование являются важными составляющими здоровья бизнеса, поскольку они позволяют предотвращать будущие проблемы уже сегодня. Прогноз движения денежных средств позволяет компании увидеть приближающийся кассовый разрыв заблаговременно и принять своевременные действия для его устранения.
Компаниям важно принимать финансовые решения не "сегодня на сегодня", а "сегодня на послезавтра". В то время как сегодняшний день –это не точка принятия финансовых решений, а точка реализации действий, которые были спланированы ранее.
Говоря об эффективном бизнесе, можно выделить большое количество компонентов, которые должны быть выстроены в компании, чтобы она была здоровой и развивалась. В данной статье мы рассмотрели наиболее критические моменты, которые влияют на состояние бизнеса.
Практика работы с предпринимателями, а также опыт Школы системного бизнеса Бизнес-Конструктор показывает, что решая только эти пять проблем, компании начинают стремительно развиваться, не смотря на кризисы. Денег и потенциальных клиентов на рынке достаточно. Вопрос в том, чтобы создать сильный конкурентный продукт и построить грамотную систему управления компанией.