Университетский бунт. Почему высшее образование теряет привлекательность

2 сентября 2019, 11:00
Автор: Irina Krikunenko

Выпускники школ все чаще отказываются от учебы в классических университетах ради быстрых и современных альтернатив, пишет журнал НВ.

Жизнь 22‑летнего львовского программиста Никиты Потапенко существенно отличается от студенческих будней большинства его сверстников. Он полностью себя обеспечивает и не просит у родителей денег, давно переехал от них в просторную съемную квартиру и время от времени путешествует по миру, выбирая далеко не бюджетные направления.

Видео дня

Секретом успеха Потапенко делится охотно: он исключил университетское образование из своих планов на жизнь. «Мне просто стало обидно тратить пять лет жизни в обмен на старые знания», — разводит руками львовянин.

Несмотря на тревоги родителей, он принял решение не поступать в вуз, а учиться самостоятельно. Благо в интернете можно найти все, уверяет Потапенко. Потратив 2,5 года на самообразование, теперь он разрабатывает веб-приложения для иностранных заказчиков.

Историей Потапенко сегодня мало кого удивишь: украинские выпускники школ все чаще отказываются от получения классического диплома в пользу альтернативного образования. О том, что тренд набирает обороты, говорят и родители старшеклассников, эксперты образования, рекрутеры и даже психологи.

Все дело в изменениях, которые переживает рынок труда, уверен Антон Дробович, эксперт по вопросам образования Института экономических и социальных исследований. «Людям нужно тратить все меньше времени на обучение и формальности вроде сидения в аудитории», — говорит он. Дробович уверен, что образовательная система, которая сложилась в индустриальную эпоху, больше не удовлетворяет запросы современной экономики, имеющей потребность в кадрах, прошедших быстрое обучение.

Мне просто стало обидно тратить пять лет жизни в обмен на старые знания, — Никита Потапенко, работник IT-сферы

Да и сам вузовский диплом теперь в корпоративном секторе спрашивают нечасто — разве что на госслужбе, подчеркивают эксперты. И тут же называют направления, премудростям которых в украинских вузах фактически не учат — digital-маркетинг, 3D-дизайн, онлайн-реклама и многие другие. Именно ради этих и некоторых других новых профессий молодые люди отказываются от классических студенческих лет, выбирая альтернативные школы, экспресс-курсы, онлайн-лекции или же дистанционное образование в престижном западном вузе.

Причем чем дальше, тем больше университеты будут терять актуальность, ведь современные тинейджеры отличаются динамикой и мультизадачностью, подчеркивают специалисты.

«За шесть традиционных университетских лет они могут освоить несколько профессий и многое попробовать, — говорит психолог Мария Абрамчук. — Для этого поколения шесть лет — это огромный срок».

Узкотаргетированные знания

Среди причин, по которым классический университет постепенно теряет абсолютное первенство, — закостенелые программы, изрядно устаревшее их содержание и излишняя бюрократическая волокита, уверены специалисты в области образования. Ежегодно появляются растущие креативные направления, за которыми академические вузы просто не успевают.

Традиционная образовательная система при появлении нового курса требует сначала наличия автора, который напишет по этой теме учебник, потом одобрения академических советов, далее еще и два-три года пробного обучения. На все это уходит от трех до пяти лет, прикидывает HR-эксперт Татьяна Пашкина. «Вы представляете, что происходит в сфере программирования нейронных сетей за это время? — восклицает она. — Не успели выпустить учебник, а он уже устарел».

Этот фактор стал решающим и для Потапенко. «Наши университеты дают неактуальную информацию», — утверждает он, хотя и признается, что самообучение далось ему непросто. Программист вспоминает, что много времени приходилось тратить на чтение профлитературы, решение задач, просмотр видеокурсов и изучение английского. Хорошо, что есть интернет, а там есть все, говорит он.

22-летний Никита Потапенко решил не поступать в университет, выучился программированию и по своим доходам уже обогнал многих сверстников (Фото: НВ)
22-летний Никита Потапенко решил не поступать в университет, выучился программированию и по своим доходам уже обогнал многих сверстников / Фото: НВ

В стране растет спрос на разнообразные платформы с образовательными курсами и лекциями, как платными, так и бесплатными. Именно они стали одной из актуальных альтернатив пыльным университетским аудиториям.

«Согласно международным исследованиям, каждый год рынок онлайн-образования растет на 5%», — говорит Дробович, что свидетельствует о растущей потребности у молодежи получать быстрые, специализированные и узкотаргетированные знания.

Причем здесь молодые украинцы уверенно опережают среднестатистического жителя планеты. К примеру, на крупнейшей отечественной платформе образовательных курсов Prometheus до конца выбранные курсы проходит в среднем 10% зарегистрированных студентов. «Это больше, чем мировая статистика, составляющая 7%», — подчеркивает особый интерес украинцев к самообразованию сооснователь Prometheus Иван Примаченко.

На его платформе, предлагающей для дистанционного обучения в том числе курсы лучших западных вузов, сейчас зарегистрировано около полумиллиона человек. В их распоряжении 120 курсов, причем самые популярные из них лежат в плоскости как раз креативных индустрий, ИT и предпринимательства. А среди слушателей самого популярного курса платформы — перевода знаменитых Основ программирования CS50 Гарвардского университета — зарегистрировано 160 тыс. украинцев.

Променять университетское классическое образование на такие лекции намерен и 16‑летний столичный школьник Илья Мальцев, и этим заявлением уже шокировал своих родителей. В сентябре он пойдет в 10‑й класс, и семья уже обсуждала выбор университета для своего чада.

«Илья сообщил нам, что хочет разрабатывать какие‑то программы для автомобилей, у него есть план, и университет в него не входит», — с недоумением рассказывает о намерениях сына его мать Ольга Мальцева.

Тем временем Илья понемногу учит основы программирования, черпая знания из интернета, и в будущем думает дополнить их курсом автомеханики. А его родители не теряют надежды уговорить сына получить «нормальное образование», ведь в запасе у него еще два года.

Осознанное решение

Сегодня родители старшеклассников считают высшее образование неким стандартом и основой будущей карьеры. Психологи называют это положение вещей проблемой: если сын или дочь не получили диплом, то родительская программа якобы на пятерку не выполнена.

С другой стороны, сами подростки стали подходить к выбору образования более осознанно. «По сути, родители хотели внутренней мотивации и стремления к знаниям — они это получили», — разводит руками Абрамчук. Дети осознанно отказываются от университетов, если не видят там того, что им необходимо, подчеркивает она.

Именно такой подход остановил от поступления в вуз 18‑летнюю Софию Шиляк: не выбрав идеальный университет по своему вкусу, она решила взять условный тайм-аут и отложить поступление как минимум на год.

К такому решению Шиляк пришла не сразу: еще с 9‑го класса она начала готовиться к тестам ВНО, выбирать вуз и мечтать о поступлении. А когда после окончания школы подала документы сразу в несколько университетов и отовсюду получила «зачислена», она резко изменила планы.

«Я поняла, что после 11 лет сидения за партой не хочу провести так же еще шесть», — говорит Шиляк, которая записалась на 10‑месячные курсы неформального образования в Украинскую академию лидерства (УАЛ), где учат саморазвитию, привлекают к социальным проектам, спорту и волонтерству.

О том, что в последние годы молодые люди чаще ищут новые пути развития, говорят и в самой УАЛ, где количество заявок от выпускников школ ежегодно растет. «В прошлом учебном году Академия лидерства выпустила 231 студента, на этот год мы набрали уже 280», — рассказывает руководитель УАЛ Роман Тычкивский. По его словам, в этом году при поступлении за одно место сражались 14 кандидатов.

Прошлым летом Шиляк все‑таки поступила на юрфак Киево-Могилянской академии, однако девушка до сих пор не уверена, что это окончательный выбор. «Родителям сказала: если мне не понравится первый семестр, учебу сразу брошу», — говорит она.

Отсутствие пиетета в отношении вузовского образования характерно для ее друзей и одноклассников. «Кто‑то брал три gap year после школы, кто‑то три раза поступал, меняя специальность от архитектуры до психологии», — вспоминает студентка.

Для многих из них университет — это просто дополнительный курс, который ты можешь слушать, когда захочешь, уточняет она.

Где учат мыслить

Эксперты в области образования уточняют: чаще всего альтернативные варианты обучения дают прикладные знания, но не учат мыслить. И даже если в современных вузах не учат некоторым креативным профессиям, без классического образования высоких результатов здесь не добиться.

Так, международная ИТ-ком­пания GlobalLogic Ukraine является сторонником высшего образования и именно таких специалистов приглашает к себе на работу. «По нашему опыту, короткие программы не дают настолько фундаментальных знаний, как академическое образование, — объясняет координатор университетской программы GlobalLogic в Киеве Ольга Курная. — В том числе это касается математики и понимания алгоритмов».

Сегодня компания работает с 15 ключевыми университетами в Киеве, Львове, Харькове и Николаеве — обеспечивает их лабораториями и учебными программами, а также приглашает некоторых их студентов на работу.

При этом эксперты предполагают, что в перспективе украинское высшее образование ждут существенные изменения. «В течение ближайших 10 лет онлайн-образование и профессиональные высококонцентрированные школы потеснят высшее образование, — полагает Дробович. — Из более 280 университетов в стране в лучшем случае половина переживет эту декаду».

А те вузы, которые останутся, будут нужны и востребованы: без их образования не обойтись учителям, юристам и ученым всех направлений.

«В передовых странах университеты часто являются теми, кто все эти инновации придумывает, — продолжает Дробович. — Если университет у нас станет творческим сообществом студентов и преподавателей с нормальными зарплатами, они будут на острие тех процессов, которые меняют мир. Они будут не поспевать за трендами, а создавать их. Поэтому Оксфорд или Гарвард никогда не потеряют в количестве студентов».

Этот материал впервые был опубликован в 31-м номере журнала НВ за 29 августа.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X