«Наши беспилотники поднимают шум в новостях». Как Украина становится наиболее динамичным хабом развития оборонных инноваций в мире
В интервью NV Бизнес руководитель оборонного кластера Brave1 Наталья Кушнерская рассказывает об украинских дронах, способных преодолевать две тысячи километров, новейших системах РЭБ и других разработках инноваторов
Полномасштабное российское вторжение дало толчок defense tech, кластеру оборонных технологий. Речь идет о компаниях по производству бронетехники, БПЛА, боеприпасов и компонентов для ракет и ракетных комплексов, ремонту и обслуживанию боевых самолетов и вертолетов.
В апреле 2023 года Минцифра заявила о запуске кластера Brave1, совместной инициативы своего ведомства, Минобороны, Генштаба ВСУ, СНБО, Минэкономики и Минстратегпрома. Главная его задача — создание алгоритма решений для инноваций в сфере обороны и безопасности. Каждая компания или стартап может подать заявку и получить помощь — ответы на свои вопросы и финансовую поддержку. За первый год работы Brave1 украинцы зарегистрировали более 1 600 разработок по 12 приоритетным вертикалям, определенным Генштабом для Brave1. Среди них — БПЛА, роботизированные наземные комплексы (НРК), средства радиоэлектронной борьбы и разведки (РЭБ/РЭР), искусственного интеллекта.
Brave1 уже выделил 186 грантов на сумму более $3,2 млн. На этот год кластер получил бюджет 1,5 млрд грн. Над чем сейчас работают разработчики, как украинские дроны пролетают тысячи километров и над какими проектами разработчики работают сейчас — в интервью NV Бизнес рассказала руководитель оборонного кластера Brave1 Наталья Кушнерская.
Платформа Brave1 уже предоставила 186 грантов на реализацию различных проектов. Какие направления в defense-tech развиваются наиболее активно и почему?
Когда мы запускали Brave1, Генштаб определил 12 приоритетных вертикалей для разработки инновационных решений, среди которых — системы управления боем, навигации, геолокации, связи, медицинские и логистические технологии, разведка
На платформе уже зарегистрировано более 200 наземных роботизированных комплексов, примерно столько же различных решений с применением искусственного интеллекта и более сотни разработок РЭБ.
Все они очень нужны на фронте. По этим направлениям продолжается и процесс дерегуляции — упрощение закупок и кодификации (классификация, определение названия и назначения вооружению и военной технике номенклатурных номеров — Ред.)
В прошлом году на презентации Brave1 представители бизнеса рассказывали, что ожидают от кластера решения ряда общих для всех проблем. Они говорили о сложности работы с боеприпасами и проблемах на таможне при импорте комплектующих. Что удалось сделать за этот год?
Упростить процедуру кодификации многих оборонных продуктов. В мире она длится в среднем 2−3 года. У нас тоже так было до полномасштабного вторжения. Процедура предполагала большое количество тестирований, документов, проверок, комиссий, заседаний
Сейчас все упрощено лишь до необходимости пройти кодификацию в соответствии со стандартами НАТО. Процесс занимает около 3−6 месяцев. Мы не берем во внимание врага. Там все что угодно передается на фронт и всем безразлично, не взорвется ли оно в руках у солдата. Относительно импорта комплектующих — было упрощено много процедур. Однако государству все же нужно понимать, действительно ли этот груз пойдет на производство дронов для фронта. Мы открыли рынок для частных производителей боеприпасов для БПЛА.
Государство готово услышать бизнес. Уже сложилась конкуренция — кто первый поможет производителю. Это большое окно возможностей.
Беспилотники называют гейм-чейнджерами этой войны. Действительно ли сейчас появились разработки, превосходящие западные аналоги? И действительно ли у нас есть модели, способные преодолевать тысячи километров?