Глобальная диджитализация

19 мартa, 11:14
941
Новости компаний
Цей матеріал також доступний українською
Глобальная диджитализация - фото

фото пресс-службы Кернел

Игорь Чикин, директор Агробизнеса Кернел

Как внедрение цифровых технологий принесло Kernel в 2018 году дополнительных $25 млн.

В 2018 году Агробизнес компании принесет в общую структуру EBITDA Kernel $170 млн. Из этой суммы $25 млн получено за счет использования диджитал-систем и технологий точного земледелия. Цифровые технологии уверенно вошли в украинский агробизнес и стали основой производства. О том, как диджитализация повлияла на экономические показатели крупнейшего агрохолдинга Украины, компании Кернел, рассказал Игорь Чикин, директор Агробизнеса компании.

- EBITDA Агробизнеса Кернел в 2014 году имела отрицательное значение и составляла минус $44 млн. Как изменилась ситуация в 2018 году? Какие ключевые факторы влияли на это? Какую роль сыграли digital-технологии?

В 2018 году мы прогнозируем EBITDA Агробизнеса Кернел на уровне $170 млн, что составляет примерно 48% от общей EBITDA компании. Я говорю оценочно, поскольку на данный момент ещё не все контракты закрыты, и есть некая доля неопределённости. Но, думаю, что отклонения от указанной цифры будут не более 5%.

Ключевые критерии успеха – это, прежде всего, команда, с которой мы работаем, качество принятых решений, а также детальная оценка всех процессов, которые происходят внутри компании. Важным фактором, который позволил Кернел достичь рекордных показателей EBITDA, стали digital-технологии.

Сегодня мы стоим на пороге новой эры в агробизнесе, мир цифровых технологий уверенно наполняет агросектор. Это несет новые возможности, новый взгляд на, казалось бы, давно понятные процессы. Сейчас мы смотрим на реальность через «цифру», это позволяет, используя Big Data, сформировать базу для детального и полного анализа процессов и принятия решений. Не все просто на этом пути, мы работаем над формированием команды лидеров, способных не только применять готовые решения, но и, самое главное, являющихся генератором новых идей. Не секрет, что сегодня в сегменте агробизнеса не существует решений, которые удовлетворяют все потребности сектора. Это наш осознанный выбор, а не дань цифровой моде. Подтверждением правильности нашей стратегии являются рекордные показатели EBITDA в 2018 году – $170 млн, из которых $25 млн мы получили благодаря внедрению диджитализации.

- Какие технологии были внедрены в агропроизводстве Кернел и какие задачи с их помощью удалось решить?

Диджитал-история Агробизнеса в компании начиналась с отдельных элементов, направленных на решение отдельных задач, и чем больше  мы погружались в этот процесс, чем качественней становилась экспертиза, тем отчётливее вырисовывалась необходимость консолидации процессов в единую инновационную экосистему современного агропроизводства,  которую мы назвали DigitalAgriBusiness.

Сегодня 100% полей покрыты качественными RTK-сигналами, которые являются основой для точного земледелия, погрешность в наших измерениях - не более 2 см. Мы нашли точки соприкосновения с другими компаниями, делимся с ними своими RTK-сигналами, взамен получаем их данные – тем самым обеспечиваем абсолютный охват площадей.

100% полей покрыто метеомониторингом. Мы расширили базу собственных метеостанций, организовали совместный проект с другими компаниями и черпаем метеоинформацию из такого комплексного решения 

100% полей мы мониторим с помощью спутниковых снимков, коптеров, а также ИТ-инструментов, с которыми работают агрономы непосредственно в полях. Данные этого мониторинга автоматически сохраняются в базе данных и в последствие становятся основой для аналитического GIS-портала. Этот ресурс - один из ключевых факторов успеха. В нём собрана вся информация о процессах, происходящих в полях. За считанные секунды из любой точки мира мы можем зайти на каждое поле, увидеть все возможные отчёты и аналитику, видео- и фотоматериалы. Это позволяет максимально качественно и быстро анализировать процессы, которые происходят в производстве.

Мы разработали собственный уникальный алгоритм прогнозирования урожайности на основе анализа результатов спутникового мониторинга. Он позволяет с высокой точностью получить прогноз валового производства зерновых, построить качественную логистику и управлять реализацией продукции по форвардным контрактам.  В 2018 году алгоритм был протестирован на всех полях компании и доказал свою эффективность.

В Кернел реализован автоматизированный учёт товарно-материальных ценностей через мобильные устройства. Мы готовы к тому, чтобы в этом году полностью уйти от бумажных носителей. Сегодня компания работает над внедрением электронной цифровой подписи, чтобы все документы, создаваемые на мобильных устройствах, имели легитимный статус с подписью ответственного лица. В полном объёме реализован проект по учёту зерна: каждая тонна, загружаемая в автомобиль в поле, автоматически попадает в учётную систему, минуя бумажные носители.

Все производственные процессы централизованно мониторятся сотрудниками диспетчерского центра. В этом году мы намерены внедрить в работу центра инструменты обработки данных в режиме онлайн по технологии BigData, которую использует Uber, и перейти на новую модель мониторинга через алгоритмы, позволяющие автоматически выделять события, требующие принятия решения или постоянного мониторинга со стороны диспетчерского центра.

Все основные технологические операции с использованием ТМЦ выполняются по заранее созданным картам-заданиям, удаленно загружаются на технику, а факт выполнения контролируется профильным диспетчером.

В этом году мы как никогда близко подошли к новому большому этапу цифрового развития. Больше 2,5 лет мы работали над проектом, который должен собрать в себе все элементы технологических решений, используемых в полях, в одну единую ЕRP-систему. Мы рассматриваем это как создание некой BigData, которая уже на сегодня является комплексным решением для управления ключевыми процессами в агробизнесе. Этот проект уже проходит этап тестирование в регионах.

Сегодня все бизнес-процессы интегрированы в мобильные приложения в планшет для каждого агронома. Мы называем этот проект «Мобильный агроном» (МАГ)-скаутинг и подходим к тому, что алгоритмы работы, принятия решения, оценки состояния посевов и выявления рисков и вредоносных объектов будут одинаковыми для всех сотрудников компании. Мы стандартизируем эти процессы, что в свою очередь позволяет дать достаточно полную комплексную оценку всему происходящему в поле.

- Как рождаются инновационные идеи в Кернел – их диктует рынок, это внедрение опыта стран-конкурентов или трансформация корпоративного опыта для решения стратегических задач?

Идеи и инновации – это комплексная необходимость, продиктованная размером компании. Масштаб имеет и положительные моменты, и отрицательные.  Один из отрицательных – сложность управления таким земельным банком.

Внедрение цифровых инноваций для нас – это отчасти вынужденная мера, других качественных решений просто нет. Этот путь был не всегда удачным, было много ошибок, некоторые проекты сворачивались, были потрачены деньги и силы, которые не принесли успеха. Но в целом положительных решений было гораздо больше.

Ежегодно мы проводим оценку резервов Агробизнеса, выявляем проблемы и оцифровываем их в конкретные деньги. Расставляем приоритеты в зависимости от суммы, которую можем дополнительно монетизировать для компании. Определяем путь решения и следуем выбранной стратегии. Каждый год подводим итоги по выполнению того или иного пункта из этой программы и добавляем новые. Это является для нас основой тех улучшений, над которыми команда постоянно работает.

- Рядом с технологиями будут высокоэффективные команды. Какими свойствами должны обладать специалисты?

Опыт внедрения высоких технологий в Агробизнесе позволил нам сформировать пул внутренних экспертов, и для устойчивого развития компании мы продолжаем работать над качественными изменениями команд. Это касается абсолютно всех функциональных подразделений: от механизаторов до менеджмента среднего и высшего звена. Кернел формирует поколение аграриев, которое обладает высокими профессиональными и личностными качествами. Это продиктовано стремительным развитием агробизнеса в сегодняшних реалиях. Внешний рынок не в состоянии обеспечить эту потребность, поэтому мы видим единственный путь решения этой фундаментальной задачи внутри компании.

Например, сегодня у нас в компании активно внедряются проекты «Универсальный механизатор» и «Универсальный инженер». Кроме базовых знаний и качеств, необходимых для эксплуатации техники, специалист должен знать особенности управления, ремонта, настройки и эксплуатации всех элементов оборудования, в том числе и точного земледелия, которое используется в поле.

Современный трактор в поле – это новый продукт, который обвешан датчиками, мониторами, спутниковой навигацией, разного рода дополнительными гаджетами. И рынку необходим человек, который способен собрать все элементы этого паззла в единый агрегат, выпустить его в поле, и, если вдруг там возникнут неполадки, - оперативно устранить любые вопросы, от технических,  связанных с эксплуатацией самого трактора, до связанных с эксплуатацией этого высокотехнологичного оборудования.

Самое сложное, что у каждой компании на этом этапе есть своя история, бизнес складывает этот паззл, исходя из своего видения. На рынке нет готовых решений, каждая крупная компания идёт своим путём в этом направлении.

- Вы работаете над своей эффективностью внутри компании. Как вы ее оцениваете?

Залог успеха компании в любом сегменте – это её эффективность. Для оценки этого критерия стараемся смотреть по сторонам, делаем бенчмаркинг. Мир идёт вперёд, техника укрупняется, процессы меняются, и чтобы сохранять эффективность, приходится смотреть не только на аналогичный бизнес внутри страны, но и за пределы Украины. Стоит обратить внимание на США, Южную Америку, Бразилию, Аргентину, где есть компании подобного масштаба. Где агробизнес – это именно бизнес, а не дотационная модель, как в Европе.

Украинскому агробизнесу присуща историческая инертность. Сильно ощущается влияние тех процессов, той инфраструктуры, того наследия, которые достались нам после Советского Союза. До сих пор не все компании в Украине смогли избавиться от этого. И чтобы находить эффективность внутри себя, мы обращаем внимание на лучшие примеры.

К сожалению, внутри нашей страны существует масса процессов, которые отсутствуют в более развитых странах.  Один из ключевых негативных факторов - устаревшая изношенная инфраструктура, не позволяющая делать должный запас прочности в этой системе.

Вторая проблема - вынужденная необходимость уделять много внимания охране товарно-материальных ценностей, чтобы в полном объёме обеспечить правильный технологический цикл. Это отличает нас от более развитых стран, где таких проблем попросту не существует. А у нас в этих процессах задействовано порядка 22% сотрудников.

Плюс наше наследие, сама структура земельного банка, вынуждает менеджировать дополнительные бизнес-процессы. Взаимоотношение с пайщиками (в компании сейчас более 150 тыс. пайщиков и более 210 тыс. договоров аренды) – это отдельный процесс, который требует времени, сил и денег. И его не существует в тех моделях, которые, на наш взгляд, являются оптимальными на сегодняшний день.

- Кернел – безусловно, лидер по внедрению инновационных решений и законодатель агромоды во многих технологических направлениях. Готовы ли вы делиться экспертизой с рынком, на каких условиях и в каком формате?

Мы заинтересованы в развитии эффективности Агробизнеса не только в рамках компании, но и в рамках всей Украины. Существенную долю бизнеса компании составляют переработка семян подсолнечника, элеваторное направление, логистика, экспорт через собственные портовые терминалы, трейдинг. А успех этих сегментов напрямую зависит от общей эффективности агросектора Украины. Лучшим подтверждением политики открытости Кернел служит наш проект Open Agribusiness, запущенный в 2018 году, в рамках которого компания выступила инициатором нового формата взаимоотношений с партнерами-сельхозпроизводителями. Каждый участник программы при помощи новой ИТ-платформы в режиме онлайн может изучить производственные результаты других участников проекта и внедрить их опыт на своих полях. Единственным условием для участия в этой программе является желание и готовность делиться своими результатами с остальными участниками проекта.

Сегодня перед всеми аграриями Украины стоит сложная задача, в рамках которой мы должны создавать новые механизмы конкуренции на мировых рынках. И эту задачу можно решить только объединив общие усилия и предоставляя рынку современные инновационные продукты.

Диалоги о бизнесе

23 мая, в Киеве, известные предприниматели Сергей Тигипко, Пётр Чернышов, Игорь Смелянский и Дмитрий Шимкив станут спикерами лекции НВ «Диалоги о бизнесе: как преуспеть в эпоху перемен».

Записаться на лекцию

Выбор редакции

thumb img
Потеря позиций. Какие активы в Киеве может продать Эста Холдинг Рината Ахметова

Стань автором

Если Вы хотите публиковать свои колонки на НВ Бизнес, пишите по адресу:

kolonka@nv.ua