Цифры впечатляют. Украинцам объяснили, что на самом деле вошло в закон о повышении налогов — список

19 сентября 2024, 11:26

После консультаций народных депутатов с аналитическими центрами и бизнесом часть норм из первичного проекта 11416 удалили, но не все.

Об этом в колонке для NV Бізнес пишет специалист по вопросам налоговой и регуляторной политики Экономической экспертной платформы, ассоциированный эксперт CASE Украина Мирослав Лаба.

Реклама

«Третий год войны, все стремятся к Победе и Миру в стране. Население и бизнес донатит на автомобили, мавики, приборы ночного видения и другие важные вещи, в которых нуждаются военные.

Страна фактически живет за счет финансовой поддержки партнеров и оружия, которое предоставляется нашими союзниками. Армия финансируется за счет налогов бизнеса. У всех граждан есть понимание того, что каждая дополнительная гривна на армию добавляет ей прочности и сохраняет жизни наших защитников.

Только на третьем году войны Правительство решилось на повышение уровня налогообложения доходов граждан и бизнеса, поскольку в бюджете не хватает средств для финансирования Вооруженных Сил Украины", — пишет Лаба.

Он также уточнил, что проголосованный за основу обновленный проект 11416д содержит следующие нормы:

  • повышение военного сбора работникам с 1,5% до 5%;
  • военный сбор для 1−2 группу ФЛП — 800 гривен в месяц;
  • авансовые взносы по налогу на прибыль для АЗС;
  • 1% военного сбора с оборота для ФЛП третьей группы;
  • 25% прибыли на финучреждения;
  • помесячная отчетность НДФЛ (для экономического бронирования);
  • 50% налог на прибыль банков в 2024 году.

«Часть из необходимых 500 млрд грн на выплаты военнослужащим, приобретение военной техники, строительство фортификационных сооружений, правительство планирует покрыть за счет повышения налогов. Однако, правительственный законопроект 11416 об особенностях налогообложения в период действия военного положения — подвергся профессиональной критике, как со стороны ведущих аналитических центров, бизнеса, так и со стороны провластных депутатов.

Основные инициативы Правительства, предусмотренные в этом законопроекте:

  • введение налога с оборота для юридических лиц;
  • повышение ставки военного сбора с доходов физлиц с 1,5% до 5%;
  • уплата дополнительного военного сбора ФОПами;
  • военный сбор 5% на мобильную связь, покупку банковских металлов и недвижимости;
  • военный сбор 15% на покупку легковых авто для их первой регистрации в Украине;
  • военный сбор 30% на покупку ювелирных изделий с уплатой его розничными продавцами.

Большинство из этих налоговых инициатив правительства подверглись критике именно из-за их значительного вреда для легального бизнеса и большой вероятности еще большей тенизации экономики, которая и так по расчетам Министерства экономики достигла 40%", — отметил Лаба.

Ранее сообщалось, что в конце мая 2024 года глава комитета Рады по вопросу финансов Даниил Гетманцев заявил, что государство планирует повысить отдельные налоги для наполнения бюджета. По его словам, для финансирования армии в 2024 году не хватает минимум 300 млрд грн.

18 июля Кабмин одобрил закон об изменениях в бюджет-2024 с повышением расходов на 500 млрд и налоговыми изменениями на 140 млрд грн.

22 июля в Минфине заявили, что после повышения налогов военный сбор на отдельные операции может достичь 30%.

29 июля спикер Рады Руслан Стефанчук заявил, что повышение налогов в Украине в том или ином виде произойдет, и намекнул, что законопроект о повышении НДС будет проще принять.

Первый заместитель председателя комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Ярослав Железняк сообщил, какие изменения претерпел законопроект о повышении налогов после пересмотра в Кабмине.

В законопроект Кабинета министров о повышении налогов был внесен ряд изменений, в результате чего ранее запланированные поступления в бюджет будут уменьшены в четыре раза.

3 сентября 2024 года Верховная Рада провалила голосование за законопроект № 11416-д об увеличении налогов на 30 млрд в первом чтении.

В то же время Рада в первом чтении приняла законопроект № 11417 об увеличении государственного бюджета на 2024 год на 500 млрд грн. «Законопроект принят только в первом чтении, поэтому он остается в том виде, в котором был подан правительством. В нем предусмотрено 125 млрд грн дополнительных поступлений от налогов, но ко второму чтению его будут менять согласно тем рекомендациям, которые дал комитет», — сообщил народный депутат Украины от фракции Голос Ярослав Железняк. Примечательно, что сроки подачи поправок к законопроекту сократили вдвое.

17 сентября со второй попытки Рада поддержала в первом чтении законопроект об увеличении налогов № 11416д.

Как сообщил народный депутат Украины Ярослав Железняк, это «исторически большое увеличение налогов на 58 млрд грн в этом году и 137 млрд в следующем».

«Так как до октября закон в целом не будет принят, то внедрение будет „задним числом“ с 01 октября», — подчеркнул депутат.

При этом Нацбанк выступает против инициативы повышения налога на прибыль для банков второй год подряд до 50%. «НБУ поддерживает повышение налога на прибыль финансовых компаний до 25% (как для банков) для предотвращения уклонения от уплаты налогов в финансовом секторе», — отметили в НБУ. По словам первого заместителя главы Нацбанка Екатерины Рожковой, введение налога на прибыль банков до 50% может привести к проблемам с капиталом у двух государственных банков, что потребует миллиардных расходов из бюджета на их докапитализацию.

Показать ещё новости