Зачем нам закон о валюте
19 марта Президент Украины подал в Верховную Раду проект закона Украины О валюте, который был определён как неотложный. То есть, может быть рассмотрен и принят в ближайшее время.
Почему это так важно? В рамках обязательств по Соглашению об Ассоциации с ЕС, Украина должна обеспечить свободное движение капитала и гармонизировать свое валютное законодательство с нормами ЕС. А разработанный Национальным банком Украины законопроект как раз содержит ключевые рамочные нормы и регулирование, которое призвано обеспечить свободное движение капитала - как внутрь, так и из Украины.
Бизнес уже давно говорит о критичной необходимости обновить валютное законодательство Украины. А именно, об отмене устаревших норм, которые совершенно не соответствуют нынешним реалиям ведения бизнеса. Ожидается, что именно это и произойдет с принятием законопроекта о валюте – будут сняты многие неэффективные ограничения и введены прогрессивные нормы. Это поспособствует увеличению объемов внешнего инвестирования и улучшит имидж Украины для потенциальных инвесторов в контексте возврата инвестиций.
Нынешнее валютное законодательство во многом даже абсурдно. Давайте разберем конкретный пример. Украинская компания поставила по экспортному контракту миллион деталей. При этом, нормальное количество брака - 5-10 штук на миллион. По контракту компания должна получить $1 млн экспортной выручки. Однако, компания-покупатель по условиям договора не платит за бракованные детали и в Украину зайдёт $999.990 вместо миллиона. В этом случае возникает несовпадение суммы контракта и суммы реального прихода выручки.
Соответственно, согласно с нынешним законодательством, компания облагается штрафами от Государственной фискальной службы (ГФС) за недопоставку валютной выручки. Плюс к этому, чтобы компания могла выйти из ситуации и доказать ГФС и банку, что сумма выручки может быть меньше и компанию можно снять с валютного контроля, ей нужно обратиться в Торгово-промышленную палату Украины или даже другую экспертную организацию для подтверждения суммы выручки.
Объяснить все эти сложные и запутанные схемы инвестору достаточно тяжело. И дело не в том, что такими юридическими и финансовыми аспектами занимаются менеджеры, а в том, что компаниям и инвесторам нужны простые и понятные правила игры. Поэтому бизнес возлагает большие надежды, что с принятием нового закона эффективность валютного законодательства значительно повысится.
Что настораживает бизнес в новом законе, так это очень широкие полномочия Нацбанка по регулированию валютного и финансового рынков. У бизнеса есть серьезные опасения, что решения будут приниматься регулятором из принципа "лучше запретить, чтобы контролировать". Хотя проект закона несет в себе другую философию – "разрешено все, что не запрещено".