Это бета-версия нового сайта Нового Времени. Присылайте свои замечания по адресу newsite@nv.ua

Все на мерседесах и с шашечками

4 декабря, 09:00
1251
Цей матеріал також доступний українською

Старожилы такси, а также пассажиры определенного возраста, любят поностальгировать о временах, когда такси было привилегированным видом транспорта.

Качество сервиса, уровень авто и оплата, конечно же, соответствовали высочайшей марке. Метафорически это выражается фразой: "А вот раньше все были на волгах и с шашечками!"

Фото www.kolesa.ru

Это "золотое время" в современном варианте, мне удалось понаблюдать, познакомившись с такси на Кипре. Следует оговориться, что речь не обо всем острове, а о курортной его части. Но именно она нам интересна, ввиду соответствия ностальгическим воспоминаниям. Как живут водители и каково от этого пассажирам читайте ниже.

Все на мерседесах, и шашечками, вот первое впечатление от такси в городе Ая-Напа.

Фото АВП

И действительно, все автомобили такси в городе марки мерседес, в основном колоритные 6-ти дверные "лимузины".

Фото АВП

Как это получается, нам рассказал местный коллега. Водителя зовут Куллис, 30 лет. В такси "работает" последние 2 года.

В начале расспросов, водитель немного напрягся, но после объяснений о том, что я из Украины, где есть ассоциация таксистов и нам мол очень интересно, водитель поделился информацией о работе в такси на Кипре.

Первый и самый главный вопрос: сколько зарабатываешь?

  • Я работаю только 6 месяцев (имеется в виду с начала туристического сезона, ориентировочно с мая по октябрь) пока заработал €9 тыс.

Эта сумма, чистая прибыль водителя, затраты на бензин, равно как и доходы водитель делит с боссом 50/50.

Как так получается, что у вас всех одинаковые и весьма дорогие машины?

  • Машины понятно не наши, они принадлежат боссу. Автопарк постепенно обновляется, но марка и стиль (6 дверей) сохраняются.

Машины достаточно дорогие, и зарплата не самая маленькая хватает ли на все это заказов?

  • Хватает, заказы ведь распределяются по очереди.

Такси в основном стоят на специальных стоянках, равномерно распределенных по городу. Можно взять заказ с руки, водитель может продать себя активно зазывая пассажиров. Поскольку погода не располагает сидеть в автомобиле, водители общаются сидя на лавочках возле стоянки, наводят блеск на авто или встречают туристов, выходящих из людных мест предлагая поездку. Водители не стесняются предлагать свои услуги, щеголяют "знанием языков" в основном стандартные фразы и предложения посетить достопримечательности. Можно вызвать машину по телефону, для этого туристам предлагают визитки, присутствует реклама на стоянках такси и в отелях. Местных мобильных приложений мы не нашли.

А если заказов все-таки мало, как быть, возможно есть конкуренция или скидки?

  • Если мало заказов, например, как в конце сезона, количество автомобилей в городе уменьшается. Скидок нет, все придерживаются "единой тарифной сетки".

Тарифы к слову весьма интересные, на тот момент, когда мы общались с коллегой, сезон уже подходил концу, но минимальный тариф составлял 8 евро. При этом, нет разницы проедешь ты 2 километра с пляжа до отеля или 6 на другой конец города. Ценой свободно манипулируют также исходя из количества пассажиров, один и тот же маршрут с 2-мя и 4-мя пассажирами обойдется €8 и €12 соответственно. Как бонус могут сделать скидку на детей до 5-ти лет. При этом долго торговаться без толку, рядом как правило несколько коллег, которые все видят и слышат. Дальняя поездка, скажем трансфер в аэропорт (50 км.) составит уже €80 – €100.

А местные ездят на такси? Как вы выживаете, когда сезон окончен?

  • (Улыбается и качает головой). Каждый выживает по-своему, кто-то уезжает, я работаю здесь. Я каменщик, с родственниками работаю на местных стройках, в основном ремонтируем и строим отели. Доходы от стройки составляют около 1 тыс. евро в месяц.

Можно ли "таксовать" на своем авто, нужна ли лицензия?

  • Нет, нельзя! Лицензия вроде нужна, но боссы так или иначе не пропустят. У нас все работают у боссов, если обманываешь или плохо водишь – работать не будешь.

Водить на Кипре действительно надо уметь, и дело не "праворулевках" (Кипр – бывшая колония Великобритании), дело в туристах. На каждом шагу кому попало в аренду предлагают разнообразный транспорт, от электросамокатов до серьезных 4 местных квадроциклов или автомобилей, пешеходы переходят улицу где и когда хотят, учитывая 100% приезжих из разных стран с разными ПДД, ездить приходится очень аккуратно. Единственный плюс, практически полное отсутствие полиции на улицах, за 7 дней мы не встретили ни одного сотрудника.

То есть если бы не туристы, работы вообще не было бы?

  • Да, природа у нас красивая, море отличное, а в остальном остров не очень богатый. Весь этот город (Ая-Напа) построен на туристах, такси – вот тоже. Когда-то был рыбацкий поселок, туризм был в другом городе, но его турки захватили и здесь начали строить отели.

Кулис хотел покатать нас окружными путями, может, чтобы оправдать 12 полученных евро (цены Киева его неприятно шокировали), а может хотел еще поболтать. Но мы знали короткий маршрут и попрощались с ним в центре города где он припарковался рядом с коллегами.

Если подытожить, его шикарный автомобиль, и весьма неслабый заработок, полностью зависит от основной статьи доходов острова – туристов. Значительный оборот этого бизнеса, давно привел к его монополизации и формированию одинаковых правил. Если для нас стоимость минимальной поездки была ощутимо дорогой, то постоянный поток туристов из западной Европы позволяет поддерживать европейский уровень такси, и европейский уровень оплаты.

Серьезным минусом ситуации является то, что и водители, и сами боссы являются заложниками одного бизнеса. Санкции или иные обстоятельства, ограничивающие поток туристов на остров, не просто высадят водителей из "мерсов", а вероятно ликвидируют такси как вид транспорта.