Украинцы - смелые разоблачители коррупции
В ночь на 16 ноября во всем мире были обнародованы результаты традиционного исследования антикоррупционной сети Transparency International Барометр Мировой Коррупции. Этот опрос позволяет определять общественное мнение в отношении участия граждан в коррупционных действиях и их оценку деятельности органов власти в преодолении коррупционных злоупотреблений. Исследование проводилось в 42 странах, в нем приняли участие 60 000 человек. Украинских респондентов (1507 человек) опросили с 24.02.2016 по 26.05.2016.
Исследование выявило достаточно интересные тенденции.
Во-первых, украинцы самые смелые разоблачители коррупции в Европе. Если каждый третий житель стран Европы и Центральной Азии считает коррупцию одной из главных проблем страны, и каждый третий боится о ней сообщать, то у нас отметили коррупцию как главную проблему 56% населения, 42% - не готовы о ней сообщать, и лишь 14% боятся мести после разоблачения. При этом, по сравнению с прошлыми годами, ощутим прогресс, ведь в 2013 году 74% украинцев не сообщали о коррупции, потому что 24% боялись последствий. В частности, о смелости и результативности борьбы рядовых украинцев свидетельствует кейс обличителей Общества Красного Креста Украины, который глобальное движение ТЕ включило в свой отчет.
Напомню, волонтеры ОККУ обратились к ТЕ Украина и журналистам с сообщениями о растрате государственных средств, продаже гуманитарной помощи и других коррупционных злоупотреблениях в Обществе. В результате многочисленных запросов и обращений юристов Transparency International Украина Государственная аудиторская служба Украины наконец проверила Министерство здравоохранения и обнаружила, что ведомство выплатило из средств государственного бюджета Обществу Красного Креста Украины 252,3 млн. грн, однако деятельность в сфере охраны здоровья патронажной службой ОККУ не осуществлялась. Сейчас продолжаются процессы по возврату этих средств в бюджет.
Этот кейс является замечательным примером того, как неравнодушные граждане при помощи общественных организаций и журналистов изобличать коррупцию.
Во-вторых, в сравнении с прошлыми годами украинцы заняли более проактивную и конструктивную позицию к созданию изменений.
Если накануне Революции Достоинства ради борьбы с коррупцией каждый третий был готов выйти на уличные протесты, то в этом году протест, как форму противодействия, назвал лишь 1% наших сограждан. При этом, 29% украинцев готовы отказываться платить взятку, 9% готовы сообщать о коррупции, 6% будут голосовать за хороших кандидатов и партии, 7% готовы вслух обсуждать проблему коррупции, 2% готовы вступить в антикоррупционные организации, а 1% бойкотировать недобропорядочный бизнес. Что интересно, тенденция ухода от протеста как инструмента борьбы прослеживается во всем мире, ведь в 2016 году протестовать готовы не более 1%, в сравнении с 56% в исследовании 2013 года!

В-третьих, украинцы занимают одну из самых критических позиций к попыткам правительства преодолеть коррупцию. На вопрос, снизился ли уровень коррупции за последние четыре года, 72% украинцев ответили отрицательно. Попытки правительства изменить эту ситуацию 86% опрошенных оценивают негативно.
При этом, 49% украинцев считают, что олигархи влияют на правительство в собственных интересах, а 67% уверены в необходимости запретить компаниям финансировать политические партии и кандидатов. Такая негативная оценка действий правительства во время осуществления антикоррупционной реформы может объясняться повышенным вниманием к теме коррупции, ведь за последний год не проходило и недели без очередного громкого коррупционного скандала. А вот достигать результатов в борьбе с коррупцией, особенно в судах, которые лидируют по недоверию (61% опрошенных считают их коррумпированными), пока не получается. Именно поэтому Украине крайне необходимо создать и запустить в работу Антикоррупционный суд, который бы доводил дела коррупционеров до логического конца.

Также стоит не забывать про фактор субъективности во время опроса населения, ведь, например, жители России и Беларуси считают свои страны мало коррумпированными (39% и 14% соответственно), тогда как испанцы, литовцы и чехи называют коррупцию одной из самых больших проблем государства (66%, 54% и 41%). Если сравнить эти данные с последним Индексом Восприятия Коррупции, то Испания имеет 58 баллов, что является достаточно высоким показателем, Литва – 61 балл, Чехия – 56. Постсоветские Беларусь, Россия, Украина имеют 32, 29 и 27 баллов соответственно и находятся в одном лагере под названием «позор нации».
Если рассматривать самые коррумпированные сферы, то они таковы: государственная служба (65%), парламент (64%), налоговая (62%), суды (61%), президент и премьер-министр (60%), местные чиновники (55%), полиция (54%), руководители бизнеса (46%), религиозные лидеры (32%). На этом неутешительном фоне стоит отметить рост доверия к полиции, ведь в прошлом исследовании правоохранительные органы были на первом месте: коррумпированными их назвали 64% респондентов.
По уровню уплаты взяток за услугу правоохранители тоже были лидерами - 49%, сейчас эти места занимают образование (38%) и медицина (33%). Достаточно высокий уровень взяточничества в медицине является прямым следствием того, что медицинская система остается фактически советской, абсолютно нереформированной, только сейчас новая команда приступила к изменениям, результаты которых мы сможем оценить во время следующего исследования.

В целом, результаты исследования свидетельствуют о зрелом, сформированном и мощном общественном запросе на борьбу с коррупцией. При этом, украинцы готовы принимать в этой борьбе активное участие – не просто подписывать петиции, а сообщать о коррупции, обличать ее, даже в случае необходимости потратить день на участие в суде, не давать взятки, говорить о проблеме вслух. Примеры других стран Европы свидетельствуют: после того, как появлялся мощный общественный запрос снизу – эффективные изменения происходили на уровне государства. Поэтому будем и дальше пристально следить и поддерживать антикоррупционную реформу, требовать создания Антикоррупционного суда, а все желающие могут присоединиться к изменениям, сообщив о коррупции в Transparency International Украина.