Третий миф о кредитах МВФ
Сейчас же, на наших глазах рушится третий миф о кредитах МВФ, гласящий о том, что – кредиты МВФ автоматически открывают доступ к кредитам других международных финансовых организаций, например, Мирового банка, ЕБРР и ЕС.
Не успел Нацбанк 15 сентября получить в свои резервы $1 млрд. от МВФ, как сразу же другие кредиторы начали напоминать о своих требованиях к Украине.
Самый нашумевший пример, показывающий полное отсутствие зависимости между траншем МВФ и кредитами от других международных организаций - это ситуация вокруг «Укртрансгаза».
Не вникая сейчас в суть принятого решения Министерством экономического развития и торговли (это тема отдельной статьи), отметим только, что решение о переподчинении себе компании «Укртрансгаз» было принято министерством подковерным способом.
В результате, ЕБРР заявил, что под угрозой срыва предоставление кредитов от на сумму $300 млн. Также под вопросом кредит Мирового банка на сумму 500 млн.долларов.
Вероятней всего, Минэкономики под воздействием международных кредиторов это решение отменит. Но, очевидно, что полученный транш от МВФ здесь ни при чем.
Кстати, в конце 2015 года ЕБРР предоставил кредит на закупку природного газа у европейских поставщиков в размере $300 млн. в тот момент, когда МВФ отказывался предоставлять Украине очередной транш. Почему? Да потому что это обыкновенный товарный кредит для поддержки европейских экспортеров. Что еще раз опровергает миф об автоматической связи кредитов МВФ с кредитами от других международных финансовых организаций.
Далее.
Европейский Союз на днях напомнил Украине о том, что не видать ей очередного транша в размере 600 млн.евро, если не будет отменен запрет на вывоз леса-кругляка. С точки зрения Европейского Союза – это логичное требование, так как данным запретом ущемляются интересы европейских промышленников – они лишаются дешевого сырья. Интересы же украинских производителей, европейскими кредиторами, в данном случае, полностью игнорируются.
Кроме этого, без принятия Закона о национальном регуляторе в сфере энергетики и коммунальных услуг, Евросоюз также не намерен предоставлять Украине очередной транш. И опять же, полученный несколько дней назад кредит от МВФ здесь ни при чем.
Ну и наконец, статистика последних 12 лет показывает, что прямой причинно-следственной связи между кредитами МВФ и кредитами других международных финансовых организаций не существует (см. График).
Например в 2008-2010 годах МВФ активно кредитовал Украину, что привело к увеличению долга Украины перед МВФ на $14 млрд. За этот же период долг перед другими международными финансовыми организациями не увеличился, а, наоборот, уменьшился на $400 млн.

Более того, с сентября 2015 по сентябрь 2016 года, при отсутствии кредитов от МВФ, Украина получила от международных финансовых организаций $0,8 млрд.

На самом же деле, кредиты международными финансовыми организациями предоставляются по двум причинам (как показано выше):
- выполнение Украиной взятых на себя обязательств перед отдельно взятыми кредиторами;
- продвижение собственных интересов кредитора, иногда без учета интересов заемщика, т.е. Украины.