Доставка и селф-сервисы: чем жил украинский ритейл в 2019

28 декабря 2019, 07:00
Цей матеріал також доступний українською

Какие главные события произошли на украинском рынке ритейла в 2019 году, какие тенденции больше всего влияли на развитие отрасли и чего следует ожидать сфере розничной торговли в 2020

Уходящий 2019 год можно считать хорошим как для Украины в целом, так и для рынка розничной торговли в частности. Опасения о дестабилизации ситуации в стране ввиду очередных парламентских и президентских выборов, к счастью, не оправдались. Рост экономики, хоть и не настолько значительный, как хотелось бы, продолжился. А темпы роста розничного товарооборота даже превысили прошлогодние показатели. Тем не менее, тенденции в разных сегментах ритейла были разными. Что же происходило на рынке в 2019 году и какие ключевые события, произошедшие в прошлом году, могут повлиять на развитие рынка в 2020-м?

Видео дня

Рост темпов в офлайне

За 11 месяцев 2019 года розничный товарооборот вырос на 10,4%. Таким образом темпы роста превысили прошлогодние. В 2018-м увеличение оборота розничной торговли в январе-ноябре составили 6,2%. При этом уже традиционно в лидерах по динамике роста была Киевская область, в которой оборот розничной торговли за 11 месяцев 2019-го вырос почти на 20% к предыдущему году.

Стоит отметить, что выручка крупнейших ритейлеров страны росла еще быстрее среднерыночных показателей.

К примеру, drogerie-сеть EVA в январе-сентябре увеличила чистый доход более чем в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Конечно, такой рост во многом был обусловлен и значительным расширением сети, которая по темпам роста остается одним из лидеров рынка. Однако и показатели наращивания выторга в уже существующих магазинах компании были впечатляющими.

Стагнация сегмента бытовой техники и электроники

Куда менее позитивной была динамика продаж в сегменте ритейла бытовой техники и электроники. По данным исследовательской компании GfK, в третьем квартале 2019-го общий объем продаж на украинском рынке БТиЭ снизился на 0,6%. С одной стороны, сокращение не столь значительное, да и за 9 месяцев года рынок все же вырос — почти на 7% по сравнению с январем-сентябрем 2018-го. Однако квартальное сокращение рынка произошло впервые с 2016-го года, да и динамика роста в годовом выражении не добавляла оптимизма.

Для сравнения, по итогам 2018 года рынок техники и электроники вырос на 25%.

Впрочем, снижение показателей рынка было ожидаемым для всех игроков. Во-первых, сокращение темпов был неизбежно из-за повышения базы сравнения. В предыдущие несколько лет сегмент БТиЭ рос рекордными темпами. А значит, нынешнее сокращение можно объяснить достижением некоего порога. Многие потребители совершили все запланированные покупки в предыдущие периоды. Однако не исключено, что в 2020-м украинцы будут активнее обновлять технику и темпы роста рынка снова пойдут в гору.

Замедление e-commerce

Куда более неожиданным было замедление украинского рынка e-commerce. По данным группы EVO, объединяющей маркетплейсы Prom, Bigl и ряд других проектов, в январе-ноябре 2019 года объем рынка электронной коммерции в стране составил 76 млрд грн, что на 17% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Да, темпы роста онлайн-ритейла все еще превышают динамику увеличения продаж в «кирпичной» рознице. Однако негативная динамика в сравнении с прошлым годом очевидна. Ведь годом ранее — в 2018-м — украинский рынок e-commerce по информации той же EVO Group вырос более чем на 30%.

Помимо сокращения темпов роста, наблюдается и снижение среднего чека. На маркетплейсах группы EVO он снизился за год в среднем на 7−10%.

В следующем году группа прогнозирует еще меньший рост: продажи украинского e-commerce в 2020 году вырастут на 15% - до 87,2 млрд грн. Среди наиболее перспективных ниш онлайн-торговли эксперты выделяют торговлю авто-мототоварами. Этот сегмент в 2019 году вырос на 39%. На втором месте — подарки, книги и товары для хобби, которые прибавили за этот период 31%, а на третьем — товары для дома и сада с показателем в 25%. Впрочем, чаще всего в онлайне по-прежнему покупают одежду, обувь и технику.

Омниканальный опыт

Несмотря на замедление рынка e-commerce, все больше классических ритейлеров в Украине открывают свои собственные интернет-магазины или выходят в онлайн через партнеров. К примеру, отдельный интернет-магазин в Украине запустил бренд Zara испанского холдинг Inditex, ранее его примеру последовали турецкий бренд LC Waikiki, польская группа LPP и крупные украинские игроки, такие как MD Fashion, Intertop и другие офлайн-сети.

Инвестируют в развитие онлайн-канала не только продавцы одежды и обуви, но и продуктовые супермаркеты.

Совсем недавно доставлять свои продукты конечному потребителю через партнера — Zakaz.ua, начала сеть маркетов Фуршет. Таким образом с сервисом доставки продуктов питания сотрудничают уже 6 крупных игроков, в том числе Novus, Fozzy, Мегамаркет, Metro и Ашан. Последний и вовсе заявляет о e-commerce — как об одном из главных направлений своей деятельности.

Следует отметить и движение в обратную сторону — из онлайна в офлайн. В той или иной мере инвестируют в офлайн-присутствие Rozetka, открывающая собственные магазины, Kasta, развивающая сеть точек выдачи товара и другие.

Активное развитие сервисов доставки

В 2019 году в Украине продолжили активно развиваться сервисы доставки еды. Причем расширяют свое присутствие в стране не только международные компании, такие как Glovo и Uber Eats, но и локальные. К примеру, совсем недавно в Киеве начал работу днепровский сервис экспресс-доставки Raketa, который бесплатно доставляет заказы из киевских ресторанов. Оператор также запускает собственные кухни, так называемые dark kitchen. Первая из них в тестовом режиме уже работает в районе Бессарабского рынка.

Среди заявленных планов сервиса Raketa — занять в Украине не менее 30% рынка доставки еды.

Другой локальный игрок — eda.ua — был приобретен международной компанией Menu Group, которая также работает в Армении, Грузии и Беларуси. В развитие на украинском рынке в ближайшие два года Menu Group намерена инвестировать по меньшей мере 100 млн грн. В компании верят в перспективы украинского рынка. И это не удивительно, учитывая, что его объем по данным Menu Group оценивается в 10−15 млрд грн и ежегодно этот показатель растет на 20%.

Наращивание логистических мощностей

Еще одним ярко выраженным трендом 2019 года стало наращивание компаниями логистических мощностей. Причем инвестировали в расширение складов не только профильные операторы, такие как Нова пошта, но и крупнейшие ритейлеры. В частности, группа АТБ, которая управляет крупнейшей в стране сетью магазинов, завершила сделку по покупке складского комплекса в Одесской области общей площадью 37 800 кв. м. А самый большой игрок украинской розницы в сегменте drogerie — сеть EVA — ввел в эксплуатацию инновационный распределительный центр во Львове площадью более 16 000 кв. м.

EVA инвестировала в открытие нового склада более 175 млн грн. Предполагается, что он будет обслуживать около 300 магазинов и обрабатывать весь товар, импортированный из стран ЕС.

Расширяют свои логистические мощности и крупнейшие онлайн-ритейлеры, такие как Rozetka и Kasta. Инвестиции розничных торговцев в собственную логистику не удивительны. По мере развития рынка скорость доставки товара к конечному потребителю, контроль цепочки поставок и сокращение издержек на логистику может сыграть ключевую роль в конкурентной борьбе.

Усиление кадрового голода

Одной из наиболее негативных тенденций последних лет является отток персонала за рубеж и продолжающийся кадровый голод в украинском ритейле. По наблюдениям крупнейших игроков рынка, в прошлом году ситуацию с кадрами сложно назвать более оптимистичной: из страны продолжают выезжать как высококвалифицированные сотрудники, так и линейный персонал. Эту проблему, как одну из важнейших для государства, отмечали и в руководстве корпорации АТБ.

Генеральный директор АТБ Борис Марков считает, что выезд украинцев за рубеж — это серьезная угроза не только для украинской экономики, но и в целом для страны.

Дефицит кадров вынуждает украинских ритейлеров существенно повышать уровень оплаты труда. По данным исследовательских компаний, в 2019 году зарплаты в сфере розничной торговли в Украине выросли примерно на 15%, что стало рекордным для рынка показателем. Скорее всего, рост зарплат в 2020-м будет еще более существенным. Впрочем, зарплатная гонка вряд ли поможет решить кадровую проблему, ведь выезд украинцев за рубеж связан не только с разницей в уровне оплаты труда. Куда более важными факторами являются общий уровень жизни, безопасности и социальной защищенности.

Инвестиции в селф-сервисы и автоматизацию

В условиях дефицита кадров вполне логичным следствием становятся инвестиции ритейлеров в терминалы самообслуживания и автоматизацию процессов. Поэтому 2019-м все больше ритейлеров активизировали внедрение селф-сервисов. К примеру, в сети магазинов Novus заявляли о планах инвестировать в кассы самообслуживания более $1 млн. Всего компания планировала установить в своих торговых объектах более 120 терминалов.

Кассы самообслуживания внедряли и другие участники рынка, причем как крупные сети, такие как Сільпо, Ашан и Ритейл Групп, так и локальные игроки, среди которых Пакко Холдинг и Пчелка маркет.

Любопытно, что некоторые ритейлеры пошли еще дальше. Например, сеть Велмарт внедрила технологию Pick&Go для самостоятельного сканирования и оплаты товаров с помощью мобильного приложения. Другой любопытный проект, призванный упростить процесс покупки, запустил онлайн-ритейлер Kasta. Cовместно с компаниями Visa и ПриватБанк крупнейший в стране онлайн-продавец сегмента fashion внедрил продукт KastaID — решение, позволяющее оплачивать покупки при помощи системы распознавания лиц. Очевидно, в последующие годы ритейлеры продолжат внедрять экспериментальные технологии с целью упрощения процесса покупки, предоставления уникального клиентского опыта и автоматизации бизнес-процессов.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X